Мир цифровой экономики развивается стремительно. Параллельно растет спрос на специалистов с совершенно новым набором компетенций - технологических предпринимателей. Кто и как должен их готовить, и почему таких специалистов сегодня не хватает?
26-27 ноября в Москве на площадке Цифрового делового пространств пройдет IV Международный научный форум “Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика”. Ключевой темой, с которой откроется форум, станет проблема технологического лидерства в цифровой экосистеме будущего. В обсуждении темы примут участие представители федеральных министерств России, производственного сектора и ведущих вузов страны, а также зарубежные эксперты в области цифровой экономики.
Один из важных вопросов в построении конкурентоспособной цифровой экосистемы государства, которые будут обсуждаться, - применение образовательных технологий в подготовке кадров. Но как от научной теории перейти к бизнес-практике? Попробуем разобраться.
«Взрыв» отраслей. Мир цифровой экономики развивается стремительно. Создаются новые машины и технологии, системы сбора и обработки данных, меняются направления взаимодействия машина–человек, человек–человек. И если в 20 веке изменения происходили достаточно спокойно, то XXI век преподносит нам совершенно другую реальность – исчезают и видоизменяются старые профессии, появляются новые. Такой мир американцы назвали мир VUCA (от английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность)).
По мнению руководителя Сбера Германа Грефа, «в самое ближайшее будущее не останется ни одной из отраслей, которая не будет «взорвана» новыми цифровыми технологиями — от медицины до сельского хозяйства. Мир уходит в цифру и ажиотаж вокруг трансформации общества и бизнеса только нарастает».
Новые требования. Из-за таких глобальных изменений кардинально и очень быстро меняется спрос на людей с совершенно новым набором компетенций. И это существенно меняет требования к навыкам, которыми должен обладать современный человек. Самое интересное, что все прекрасно понимают: со старым багажом знаний и умений мы не сможем преодолеть цифровую трансформацию, но в то же время из-за стремительных изменений все однозначно соглашаются, что и невозможно сконцентрироваться на каком-то четком наборе компетенций.
Сегодня существует деление на два вида компетенций – soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие). Однозначно понятно, что в условиях неопределенности наибольшее внимание должно уделяться гибким компетенциям. Специалисты к таким компетенциям относят следующие: критическое мышление, креативность, управление людьми, эмоциональный интеллект, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, искусственный интеллект и робототехника.
Для того, чтобы готовить специалистов, способных создавать, продвигать и использовать инновационные технологии и продукты, необходимо уже сегодня, а лучше «еще вчера» менять очень многое в системе образование–бизнес–государство.
Что может государство. Со стороны государства, которое финансирует и контролирует качество образования, должны быть сформулированы новые подходы к подготовке специалистов для цифровой экономики, в какой бы сфере они не получали образование. За период с 2019 по 2024 год на национальный проект «Образование» будет потрачено около 800 млрд. руб, из них больше 600 млрд. руб. – из федерального бюджета, остальные – из других источников. С одной стороны, в непростых условиях правительство смогло выделить такую сумму, сконцентрировав внимание на 10 приоритетных направлениях национального проекта «Образование». Но, с другой стороны, эта сумма сравнима с расходами федерального бюджета на образование на отдельные последние годы. Так, расходы федерального бюджета на образование в 2018 году составили 663 млрд руб., на 2019 год – 653 млрд руб. и на 2020 году – 668 млрд руб. Но по отношению в объему ВВП, доля расходов на образование снизится с 0,7% в 2018 г. до 0,6% в 2020 г. Согласно рейтингу Всемирного банка, в 2014 г. Россия занимала 98 место по уровню расходов на образование. Для инновационного прорыва, реализации большинства из выделенных национальных проектов и потребности в специалистах для цифровой экономики этого недостаточно.
Помимо финансирования необходим не только жесткий контроль качества образования, который предполагает исполнение стандартов программы, но и предоставление большей свободы в подготовке специалистов. А там, где только контролируется соблюдение процентных соотношений, заполнение по жестким стандартам всей документации и множества дублирующих и лишних документов, ни на какое творчество сил и времени уже не хватает.
Проблемные моменты. Сейчас в программах подготовки появилось больше свободы и выбора и вроде бы логично, что они привязаны к профессиональным стандартам. Но здесь и существует несколько моментов, которые могут не способствовать развитию современных компетенций: сами профессиональные стандарты, которые не всегда являются образцом современных требований к специалистам, и устаревание самих стандартов, когда принятые и рекомендованные стандарты уже устаревают.
Конечно, всегда в системе подготовки специалистов присутствует некий консерватизм, который должен преодолеваться самими учебными заведениями. И высшие учебные заведения – это, прежде всего, научные центры с большой научной базой. Но как выстроить подготовку, чтобы переход от глубоких научных знаний до современного инновационного внедрения происходил своевременно, динамично?
Сейчас как раз для этого в инновационных вузах, которые учитывают современные цифровые вызовы, используют многие инструменты, направленные на формирование гибких цифровых компетенций. Это и создание бизнес-инкубаторов, приглашение ведущих ученых и практиков для проведения лекций и мастер-классов, проведение различных проектов, конкурсов, конференций, решение бизнес-кейсов.
Также очень важно быстро переходить от разработки к внедрению новых проектов. Без таких инструментов, как венчурные инвестиции, соблюдение авторских прав это слабореализуемо. В нашей стране эти два направления пока недостаточно развиты. Так, например, объем российского рынка венчурных инвестиций составляет всего 0,7% мирового рынка, в то время как США занимает 54%, а Китай - 24% всего мирового рынка венчурных инвестиций. А вот в рейтинге по количеству выданных патентов Россия занимает 7 место, хотя по количеству у нас выдается почти в 10 раз меньше патентов, чем, например, в Японии.
Почему отстает бизнес? Еще одно звено, которое в наибольшей степени заинтересовано в специалистах цифровой экономики – бизнес. Это касается всех сотрудников частных компаний, но в наибольшей степени – топ-менеджмента, который должен выводить работу компании на новый уровень, выстраивать новую бизнес-стратегию, внедрять цифровые решения. По результатам опроса 3000 топ-менеджеров, 84% руководителей высшего звена считают, что в ближайшие пять лет, чтобы выжить, их бизнесу потребуется цифровая трансформация. Но только 3% опрошенных предприняли какие-то конкретные действия для реализации задачи.
И в этом самая главная проблема: мир меняется намного быстрее, чем меняются люди, их взгляды, подходы, компетенции. Чтобы процесс внутренних изменений шел быстрее, необходима определенная цифровая, образовательная среда, которая ускорит процесс цифровой трансформации.