Где на пенсии жить хорошо? Ответ на этот вопрос дает Глобальный пенсионный индекс (Global Retirement Index) — его ежегодно публикует французская компания по управлению активами Natixis Investment Managers. На основе данных Всемирного банка и официальной статистики 43 государств составители рейтинга оценивают самые разные параметры жизни пенсионеров: от возможности трудоустроиться до доступности медицинских услуг. Inc. исследовал глобальный индекс-2018 и место России в нем (общая картина оказалась неприглядной, но обнадеживающей: с 40 места страна за год поднялась на 38 с общим рейтингом 46%).
Как составляется Global Retirement Index
Рейтинг учитывает 18 показателей, которые оцениваются от 0 до 100% и разбиты на 4 группы:
- материальное благополучие (уровень экономического неравенства, медианная зарплата, уровень безработицы);
- здравоохранение (продолжительность жизни, государственные расходы по здравоохранению на душу населения, расходы по страхованию здравоохранения);
- качество жизни (удовлетворенность жизнью, уровень загрязнения атмосферы, качество воды и санитарная обстановка, биологическое разнообразие и среда обитания, окружающая среда);
- финансовое состояние (доля пенсионеров по отношению к работающему населению, невозвращаемые банковские кредиты, инфляция, процентная ставка, налоговое бремя, государственное управление, уровень госдолга);
В индекс включают 43 страны: всех участников ОЭСР, государства с передовой экономикой с точки зрения МВФ и членов группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).
Занятость выше, счастья меньше
Россия традиционно занимает места в самом хвосте индекса Natixis, где компанию ей составляют преимущественно другие страны БРИКС, Турция и Греция. Не стал исключением и прошлый год, причем по некоторым показателям наша страна даже ухудшила свои позиции. Например, по качеству жизни пенсионеров мы скатились с 36 на 38 позицию, — сказалось ухудшение экологии (3 место с конца), биоразнообразия (6 место снизу) и уровня счастья (9 с конца).
Плохи дела и в сфере здравоохранения: по этой группе показателей Россия оказалась на предпоследнем, 42-м месте, опередив лишь Индию. Скажем, по расходам на страховую медицину мы четвертые снизу. А наихудший показатель здесь — ожидаемая продолжительность жизни (мы по-прежнему предпоследние в списке, хотя и чуточку улучшили ситуацию по сравнению с прошлым годом).
Но хуже всего, по мнению составителей индекса, в нашей стране обстоят дела с финансовым состоянием пенсионеров: по этой группе показателей мы занимаем последнее, 43 место (причем уже 3 года подряд). В частности, Россия — мировой аутсайдер в сфере государственного управления и 6 снизу по уровню проблемных банковских кредитов.
Тем не менее, в последние 3 года страна демонстрирует поступательный прогресс по финансовым показателям. В частности, по мнению составителей индекса, в России значительно улучшилась ситуация с процентной ставкой и налоговым давлением (12 место в общем зачете). Кроме того, страна вырвалась на 2 место в мире по низкому уровню государственного долга.
Наибольшего прогресса Россия добилась в сфере материального благополучия пенсионеров. По этой группе показателей страна занимает 30 место в мире, улучшив ситуацию с занятостью и равенством доходов. При этом продолжает снижаться уровень доходов на душу населения — сейчас мы на 5 месте снизу.
А лучше всего в России обстоят дела с коэффициентом демографической нагрузки — по этому показателю наша страна на 11 месте в мире (однако доля пенсионеров по отношению к работающему населению продолжает расти).
Еще один показатель, по которому Россия не уступает самым развитым странам, — уровень валового национального дохода (ВНД) на душу населения. У нашей страны он даже выше среднемирового значения.
Пенсионный рай и мировые лидеры
В 2018 году в Глобальном пенсионном индексе сменился лидер: вместо Норвегии на первой строчке оказалась Швейцария. Залогом ее успеха стали высокий уровень качества жизни (в первую очередь — чистоты воздуха и экологического благополучия), финансового состояния и медицинского обслуживания пенсионеров. Швейцария — единственная из всех стран, попавшая в десятку лучших по всем четырем группам показателей индекса (кстати, российская пенсионная система является практически калькой со швейцарской).
Улучшила свою позицию в рейтинге и Исландия: она поднялась с 3 строчки на 2 благодаря самому высокому баллу по материальному благополучию пенсионеров. За ней следует бывший лидер индекса, Норвегия (она упала из-за резкого сокращения своих финансовых показателей). В топ-5 также входят Швеция и Новая Зеландия (их позиции с прошлого года не изменились).
Прорывом года составители индекса признали Ирландию, которая впервые в истории ворвалась в первую десятку. В 2018 году она поднялась с 14 места сразу на 7. В этой стране, в частности, резко улучшилась ситуация с занятостью, что позволило оптимизировать налоговую нагрузку и уменьшить неравенство доходов. Но по уровню медицинского обслуживания Ирландия по-прежнему заметно отстает от лидеров рейтинга (здесь у нее 19 место).
Еще один новичок в первой десятке — Канада, поднявшаяся с 11 на 9 место. У этой страны — 2 показатель по чистоте воздуха и 7 — по уровню счастья в мире. Рейтинг Канады портит 9 место снизу по показателю биоразнообразия (хотя он и улучшается год за годом).
В топ-10 индекса также вошли Австралия (6 место), Дания (8) и Нидерланды (10). А неудачником года стала Германия, которая с 7 места в 2017 году скатилась на 6 строчек и вылетела из первой десятки (сказалось снижение финансовых показателей). Покинул топ-10 и Люксембург — правда, он опустился только на одну строчку и разместился на 11 месте.
5 угроз для пенсионеров
Составители рейтинга назвали 5 ключевых угроз для пенсионного обеспечения в будущем. Это денежно-кредитная политика (постоянно пребывающая в состоянии кризиса), растущий государственный долг, увеличение числа пожилых людей, изменение климата и снижение качества жизни пенсионеров (а именно — высокий уровень безработицы и рост расходов на здравоохранение).
«Рост продолжительности жизни стал важнейшим экономическим фактором в глобальном масштабе», — отметил исполнительный директор Natixis Жан Раби. По его словам, сегодня люди живут в среднем до 72 лет, но те, кто родился уже в XXI веке, преодолеют отметку 100 лет. «Адаптация к этой демографической революции — серьезный вызов для всех государств без исключения. Проблемы возрастного финансового неравенства и доступности медицинских услуг будут стоять все острее — от их решения будет зависеть долгосрочная финансово-экономическая стабильность страны», — заключил Раби.