Зависимость продуктовых цен.По данным Росстата, с марта по сентябрь 2018 года на территории РФ, на автозаправочных станциях, резко выросли отпускные цены для потребителей горюче-смазочных материалов (ГСМ), в частности, бензина и дизельного топлива — на 8,2 и 8,5% соответственно. По сравнению с 2017 годом цены на дизельное топливо выросли примерно на 20%.
В структуре себестоимости реализуемой продукции затраты на горюче-смазочные материалы могут составлять не менее 10%. Увеличение стоимости ГСМ в первую очередь отразится на затратах сельхозпроизводителей РФ, что скажется на цене продукции, которую они реализуют. Соответственно, когда дорожает топливо, дорожает логистика, и все это негативно влияет на общую инфляцию, продовольственную в том числе.
Производители в убытке. Чем ниже конечная стоимость товара на полке, тем выше транспортная составляющая в цене, которую платит потребитель. По нашему мнению, в сегменте наиболее недорогих продовольственных товаров, таких как картофель, свекла, морковь и другие овощи, рост затрат на топливо и других издержек приведет к значительному — не менее 12–15% — увеличению отпускной цены уже осенью 2018 года. Резкое подорожание топлива озадачило сельхозпроизводителей, особенно небольших. Регионы, в том числе благополучные, один за другим просят компенсировать хотя бы часть затрат на покупку дизельного топлива. Увеличение закупочной цены на топливо означает, что производители будут работать в убыток, а это приведет к негативным экономическим последствиям.
Запрет экспорта. Похожая ситуация была в РФ в 2011–2012 годах, когда нефтяным компаниям было выгоднее продавать топливо за границу. Тогда дефицит бензина на заправках сократили резким повышением экспортных пошлин. Теперь эксперты предлагают вообще запретить экспорт бензина и солярки. В ПАО «Роснефть» заявляют, что снижение ставки акцизов не решает проблему, а топливо будет только дорожать. Дальнейшая отмена экспортной пошлины на нефть, предусмотренная налоговыми действиями Правительства, может привести к росту цен на реализуемое в стране топливо. По прогнозам аналитиков, цены вырастут в среднем в 1,5 раза в течение ближайших двух лет. То есть у нас бензин будет стоить столько же, сколько в Европе. Правда, Минэнерго обещает не допустить резкого подорожания бензина из-за обнуления экспортной пошлины. При этом чиновники понимают: повышение цен на бензин — долгосрочный тренд, и снижение акцизов вряд ли что-то принципиально изменит.
Неравномерный рост. По информации Росстата, рост цен на продукты питания в России за первые 5 месяцев 2018 года составил 2,1%. При этом существенно выросли цены на овощи — на 14,4%; фрукты — на 9,3%; свинину — на 15,6%; курицу — на 12,8%. Сахар, джем, мед, шоколад и конфеты за указанный период подорожали на 1,8%; рыба и морепродукты — на 1,1%; молочные изделия, сыры и яйца — на 0,3% и т.д.
Ранее эксперты продовольственного рынка прогнозировали, что подорожание топлива может привести к увеличению цен на 11–17% практически на все продукты питания в 2018 году, но на самом деле в зависимости от категорий продуктов рост цен на полках магазинов будет неравномерным.
На данный момент трудно прогнозировать, на какие виды продовольственных товаров больше всего повысятся цены. Согласно нашему прогнозу, в 2018–2019 годах рост цен на продовольственные товары продолжится, что повлечет за собой сокращение спроса как в розничном, так и в оптовом звене на многие группы товаров.
Что может государство? Меры, которые может предпринять государство для поддержки снижения роста цен, сводятся к увеличению материального благосостояния граждан РФ. Все остальные меры очень спорные и в ближайшее время реализованы не будут (например, регулирование государством цен на продовольственном рынке, уменьшение налоговой нагрузки на бизнес и граждан, стоимости ГСМ и кредитов для бизнеса, снижение контроля предпринимательской деятельности, отказ от увеличения пенсионного возраста, повышение пенсий и стипендий и т.д.).