фото

На прошлой неделе произошло событие, которое затмило всё: Фонд борьбы с коррупцией (Алексей Навальный) опубликовал видеоролик под названием «Он вам не Димон». Про Недимона, то есть про Дмитрия Анатольевича Медведева, премьера нашего министра. Про то, по какой хитрой коррупционной схеме он пользуется несметными богатствами на 70 миллиардов рублей.

Медведев – всё-таки второе лицо в государстве, так что важность расследования очевидна. «Медиалогия» по просьбе «Дождя» провела свое расследование: кто, какие ресурсы опубликовал расследование ФБК или свое мнение по нему, или сослался… Вышло, что федеральные телеканалы «Первый», «Россия 1» и НТВ ни разу не упомянули в своем эфире расследование Навального, из информационных радиостанций публикацию обсуждали «Эхо Москвы» и «Бизнес FM». «КоммерсантЪ FM» и «Вести FM» о расследовании не рассказали. Из вышедших в пятницу газет о расследовании Навального написали только два издания: «Ведомости» и «Новая газета». Газеты «Коммерсант», «Известия», «АиФ», РБК, «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда» и «Независимая газета» о публикации оппозиционера не написали ничего.

Тем не менее ролик ФБК за три дня просмотрели более 5 миллионов человек (то есть более 5 миллионов просмотров, может, по нескольку человек смотрели или один человек несколько раз), то есть фильм побил прежний рекорд: про Чайку 5 миллионов просмотров набралось за год, а тут – за три дня. Конечно, это же несравнимые величины: сам Медведев и всего лишь Чайка.

Так о чем кино? О том, что Медведеву якобы принадлежат дворцы, усадьбы, яхты, виноградники и т.п. «Якобы» – потому что Медведеву всё это, как правило, не принадлежит.

Помните – в советские времена на 19-м километре во Владивостоке были дачи крайкома-крайисполкома? Были. Но они не принадлежали тем, кто в них жил. Это были, так сказать, государственные дачи. Пока работаешь в соответствующем учреждении – пользуешься всеми благами дачи; уволился – дачи лишился.

В отличие от советских времен, «дачи» Медведева принадлежать не государству, а… благотворительным фондам «Дар», «Градислава», «Соцгоспроект», нескольким частным компаниям и связанным с ними структурам. Откуда все эти «дачи» у благотворительных фондов? А подарили. Ну или купили.

Откуда деньги, их же нет – сам Медведев говорил об этом крымским пенсионерам? Ну… Так то пенсионеры, отработанный материал, на них только траты непроизводительные! А то Медведев! Покупки финансируются за счет кредитов госбанков и сырьевых компаний.

В расследовании утверждается, что Медведев «создал преступную схему», по которой связанные с ним структуры через некоммерческие фонды владеют активами на десятки миллиардов рублей, выводят деньги в офшоры, покупают на них усадьбы, яхты и винодельню в Италии.

В руководство всех этих структур входят однокурсники Медведева: Илья Елисеев (заместитель председателя правления Газпромбанка, ФБК называет его «самым доверенным лицом» Медведева), Алексей Четвертков, Алексей Долгушевский. В схему также вписаны Андрей Медведев (его называют двоюродным братом премьер-министра), предприниматель Виталий Головачев («выполняет функции номинального собственника целого ряда медведевских активов») и ученики Елисеева в СПбГУ Филипп Полянский и Наталья Харитонова.

Навальный говорит о 33 млрд рублей, полученных фондом «Дар» от акционеров «Новатэка» Леонида Михельсона и Леонида Симановского. Одну усадьбу на Рублевке (ФБК оценивает ее в 5 млрд рублей) фонду безвозмездно пожертвовал миллиардер Алишер Усманов.

В 2007 году УК «Дар» (дочерняя компания фонда) получала кредит от Газпромбанка на 11 млрд рублей (возглавляет фонд Елисеев, он же входит в правление банка). Дочерняя компания «Башнефти» (Объединенная нефтехимическая компания, ОНК) выдавала кредиты фирмам, связанным с «Даром» («Цертум-Инвест» и «Финконсалтинг», ФКК) на общую сумму 2,7 млрд рублей. Другие кредиты компаний из схемы в сумме составляют 17,4 млрд рублей.

«Цертум-Инвест», УК «Дар» и ФКК были с самого начала связаны между собой: они переуступали друг другу права требования по долгу. Помимо этого, Полянский и Елисеев зарегистрировали две офшорные фирмы, которые управляются одной компанией, – кипрской Furcina. Через нее покупались две яхты и итальянский виноградник. Деньги в Furcina переводились из УК «Дар», в 2010 году переименованной в «Орион», и ФКК.

Много еще можно говорить об этой схеме. Фильм длится меньше часа, текстовый вариант занимает более 70 страниц. Множество имен, названий фирм, описаний «дачек» – всё это лучше посмотреть в оригинале, в ролике ФБК.

Навальный говорит, что толчок к этому расследованию дали кроссовки, то есть взломанная почта Медведева – помните, «Шалтай-Болтай» этим баловался, почты известных людей взламывал, в том числе и Медведев попался. Вот ФБКшними и воспользовались. Нашли в почте адрес фирмы, на которую в интернет-магазине заказывались кроссовки, одежда и гаджеты, которые потом обнаруживались на Медведеве. В неофициальной обстановке Медведев ведь появляется в очень оригинальных рубашках и кроссовках, так что привязать покупки к нему не составило никакого труда. Так и обнаружилось еще одно «доверенное лицо» Медведева и парочка фирм.

Это доказательство Навальный приводит в пользу того, что всё в расследовании берется из открытых источников – да, в наше время, когда все помешаны на селфи и вообще фотографиях всего, фотографов-любителей (а фото в наше время может сделать фактически каждый) касающегося – от еды до окружающей обстановки. Все мы знаем, как Медведев любит всевозможные гаджеты, лучше всего наворочанные, как он фотографирует всё, что движется и не движется, и выкладывает фоточки, куда только можно. Вот ФБК и сличило фоточки премьера с некоторыми особенностями строений и рельефа «закрытых» резиденций. И вот вам – расследование!

Между прочим, это не первое расследование о Медведеве. Года два назад (или больше) расследование провел Роман Анин, а две недели назад – «Собеседник». Но эти расследования как-то не попали в центр внимания публики. А вот на Навального все внимание обратили!

Верить или не верить Навальному – каждый решает сам. Показателем в этом отношении может, конечно, служить реакция официальных лиц и органов.

А реакция странная. Наталья Тимакова, пресс-секретарь Медведева, высказалась в том духе, что это предвыборная кампания осужденного, который считает, что участвует в предвыборной кампании. Песков, пресс-секретарь Путина, сослался на высказывание Тимаковой. Илья Елисеев, однокурсник Медведева, назвал расследование Навального фольклором, Андрей Медведев, якобы двоюродный брат, от родства отрекся. Путин во время самого скандала пребывал в тайге с министром обороны. Медведев молчит. Но слово «клевета» произнесено никем не было, и никто не заикнулся, чтобы привлечь к суду клеветника Навального.

Конечно, у нас не принято реагировать на претензии «общественности». Но в некоторых случаях молчание властей выглядит… понятно как выглядит: ага, нечего ответить! А в суд не подаете, чтоб Навальный никакие доказательства не смог предъявить!

Так или не так – опять же, каждый решает сам.

А история с фильмом не затихает. Обсуждают его все, кому не лень, мнения высказывают.

Интересное мнение высказал Сергей Алексашенко. Он экономист и высказался в своей статье «Три новости про инвестора Медеведева» с точки зрения экономики. Все-то говорят: у Медведева, оказывается, столько активов, столько активов… А вот Алексашенко говорит, что это в основном пассивы: «Один из самых первых уроков, который должен выучить начинающий инвестор, состоит в том, что не всё, что ты купишь, является активом. Активом можно называть только то, что приносит тебе доход. Если ты купил что-то, что требует дополнительных расходов, то это пассив».

Элементарный пример – квартира. Все, у кого есть квартира в собственности, должны понимать, что это не актив, а пассив, потому что она требует немалых расходов на содержание. Да, ее можно передать по наследству, но и у наследников она будет пассивом. Активом она становится, только если ее продать. Так что все эти дворцы-имения-яхты – это не актив, а пассив.

Активами можно посчитать только виноградники. Они тоже требуют расходов, но ведь и доход могут приносить! Виноградники у Медведева такие: в Анапе (управляется менеджером, близким к министру сельского хозяйства Александру Ткачеву Андреем Скоком) и итальянской Тоскане (куплен на деньги кипрского офшора).

Вывод, который делает Алексашенко, неутешителен: «Личные мысли премьера, которые он думает в свободное от работы время, связаны с тем, как бы красиво пожить, а совсем даже не с тем, как заработать. Мы можем сколько угодно говорить о ротенбергах-тимченко-шамаловых-ковальчуках-и-иже-с-ними-нет-им-числа, но всё-таки они берут себе что-то, на чем можно заработать. Да и якобы зять президента тоже получил себе активы, которые приносят доход».

Да, вот такой у нас «экономист» во главе правительства. И пока он премьер, ему нечего беспокоиться обо всех этих дворцах, яхтах, имениях, резиденциях.

А вдруг как внезапно он перестанет быть премьером?! Нет, не сейчас, не после такого фильма. После – ни-ни-ни, никогданизачто! Власть никогда не пойдет на поводу у «общественности»!

Но… Некоторые, между прочим, высказываются в том смысле, что этот эпизод – предвыборный ход не со стороны Навального, а со стороны Путина (конспирология у нас в моде). Зарубка, так сказать, на память. Кстати, обратили внимание, что в списке всего в фильме имеется «Башнефть»? А ее как раз не так давно отжали у Евтушенкова и передали Сечину. Ну то есть не напрямую передали, была забавная история с ее приватизацией, из-за которой сел министр Улюкаев, но это мелочи: главное, что она теперь принадлежит «Роснефти», то есть Сечину, а Сечин – отнюдь не «доверенное лицо» Медведева.

Так что в случае отставки сможет ли Медведев всеми своими «пассивами» пользоваться? А давайте вспомним бывшего мэра Москвы, знаменитого пчеловода Юрия Лужкова. У него тоже была шикарная усадьба (назовем это так), оформленная на мэрию Москвы, и Лужков там жил. Но вдруг – бабах! Отставка! Выехал из усадьбы как миленький! Но попросил дозволения пользоваться «домиком сторожа» при усадьбе. Можете представит, каков этот домик, что Лужков не посчитал для себя зазорным жить в нём.

В описанных в фильме ФБК «дачах» Медведева тоже есть такие миленькие пустячки. Домик для уточки в Плесе, например, или лифт для машинки. Но вряд ли будет приличным там жить бывшему премьеру.

Так что пусть Дмитрий Анатольевич подольше будет премьер-министром и подольше наслаждается жизнью, перелетая из одной «дачки» в другую. Пока хозяева, благотворители, не против.

Но что же будет с экономикой России, если ее премьер-министр, кажется, не различает активы и пассивы? Этим вопросом задается и экономист Сергей Алексашенко: «С одной стороны, премьер в России должен принимать множество экономических решений, в том числе и по инвестиционным проектам. А, с другой стороны, российский премьер по совместительству является председателем Наблюдательного совета ВЭБа, где уж точно нужно уметь отличать пассив от актива. Впрочем, может, потому ВЭБ и стал фактическим банкротом в очередной раз, что не только председатель его Наблюдательного совета, но и рядовые члены совета (по совместительству министры российского правительства) не могут отличить одно от другого?»

Может, потому и нет денег и остается только держаться? Главное – чтоб здоровье хорошее было. И настроение соответствующее.

Так что правильно говорил премьер наш министр пенсионерам Крыма. Главное – честно.

Марина ЗАВАДСКАЯ.