Генеральный директор российского подразделения бренда IKEA Вальтер Каднар в четверг, 26 января, объявил хорошую новость: в магазинах сети в ближайшее время будут снижены цены на большинство групп товаров. По словам руководителя, основная масса ассортимента подешевеет на 15-20%, но некоторые товары упадут в цене практически наполовину. При этом речь не идет о какой-то распродаже или временной акции – цены снижаются на постоянной основе и сразу во всех магазинах сети.
Правда, официальная причина для такого шага компании IKEA отнюдь не радужная: цены снижены из-за сократившихся за последние годы доходов россиян и, соответственно, покупательной способности российских граждан. Все это повлияло на рынок – люди стали меньше приобретать мебель и товары для дома, ведь на питание, коммунальные платежи и другие необходимые траты стало уходить больше денег. По словам Каднара, IKEA и раньше старалась не повышать цены вслед за растущим курсом доллара и евро, но продажи все равно проседали, и нынешнее снижение цен – попытка изменить ситуацию и стимулировать россиян совершать больше покупок в сети.
Такой шаг компании, уверяет директор, позволит достичь амбициозных целей, которые компания поставила себе на 2020 год – занять до 15% рынка товаров для дома и открыть 6 новых магазинов в разных регионах страны. Не менее амбициозны планы IKEA и по организации производства в России – уже осенью откроется пятая по счету фабрика в стране, которая будет выпускать мебельные гарнитуры и кухни. Локальное производство поможет удержать цены на низком уровне, ведь существенно снижаются транспортные и логистические расходы по сравнению с доставкой из стран Евросоюза или Азии.
Впрочем, эксперты считают, что основная причина снижения цен – не падение доходов российских граждан, а укрепление национальной валюты – рубля. За последние несколько месяцев он отыграл значительную часть своего стремительного падения годом раньше, и по состоянию на конец января за один доллар дают 59-60 рублей, в отличие от 75-80 прошлым летом. Общее оживление экономики видно и по другим косвенным признакам: значительно возросло количество непродовольственных покупок (бытовая техника, автомобили, электроника), люди понесли деньги на депозиты вместо активного их снятия, также увеличилось количество денежных переводов в Россию и обратно (согласно данным компаний Western Union, MoneyPolo, MoneyGram). Кроме того, на решение об удешевлении продукции повлияла и растущая конкуренция на рынке, где гегемонию крупных игроков нарушают компании поменьше, но с агрессивной маркетинговой политикой и активным демпингом.
Кстати, IKEA не единственная западная компания на российском рынке, которая в последнее время снизила цены на свою продукцию. Известная компания Apple в начале года также провела ревизию цен в своих магазинах, и снизила стоимость изделий на 5-10%, в зависимости от модели. Официально причины такого шага в Apple не объясняли, сославшись на внутренние процедуры ценообразования, индивидуальные для каждой страны. Эксперты же считают, что это также связано с растущим курсом рубля и изменениями в конъюнктуре рынка, в том числе с ростом конкуренции в данной нише.
В любом случае, от таких решений в выигрыше остаются клиенты, которым за понравившийся мебельный гарнитур, набор посуды или смартфон придется заплатить меньше, чем раньше.