Кто и почему будет считать наши деньги
С 2016 года все покупки граждан РФ будут регистрироваться государством
Правительство создает техническую и правовую базу для контроля занятости и уплаты налогов населением. Это будет проводиться через персонификацию всех покупок, совершаемых гражданами. Минфин создал законопроект, по которому все кассы торговых точек подлежат замене, а новые будут регистрировать покупки в электронном виде. Покупки за наличные будут привязываться к телефонному номеру клиента. Это нововведение позволит автоматически учитывать расходы граждан, а именно об этом упоминали инициаторы законов о штрафах и налогах на неофициальную занятость: речь шла о контроле уплаты налогов населением через сопоставления обязательных взносов с расходами.
Каждая касса, установленная с 2016 года, будет обязана отбивать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения предлагается хранить в централизованной базе данных.
На бизнес будет возложена обязанность не только выдать чек покупателю, как раньше, но и зарегистрировать покупку на его имя (номер телефона) и направить чек в налоговые органы в электронном виде, а также переслать покупателю, если он об этом попросит. Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года. Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, говорится в законопроекте.
Отказ от применения новой кассовой техники может повлечь более значительные штрафы, чем раньше. Поправки в Кодекс об административных нарушениях предусматривают, по сути, безразмерные штрафы. Если продавец проводит платежи мимо кассы, то штраф будет определен в размере от трех четвертей до полного размера суммы этих платежей, причем как для юридических лиц, так и для граждан. Неприменением кассовой техники, согласно законопроекту, признается и отсутствие записи о расчете в фискальном накопителе кассы, и не переданная налоговому органу информация.
Исключение законопроект предусматривает для торговцев, работающих в труднодоступных, отдаленных от сетей связи местностях.
Освобождение от касс также сохраняется для индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся некоторыми видами мелкорозничной торговли, такой как продажа мороженого, кваса, разносная торговля, продажа билетов.
Отметим, что в Минфине мотивируют законопроект исключительно благом потребителя. При этом нигде не поясняются причина такой филантропии: предлагается принять, что колоссальные затраты на создание и отладку единой базы данных и системы обмена информацией о покупках населения предусматриваются лишь для обеспечения комфорта потребителей и большей защиты их прав. А также для экономии ритейлеров (в «М.Видео» в ходе эксперимента подсчитали, что один ТЦ может сэкономить больше 14 млн рублей на проверке и обслуживании новых касс).
Представляется, что проект Минфина – часть комплекса фискальных мер, разрабатываемых правительством, в число которых входят введение новых налогов, повышение старых и повышение их собираемости. О других мерах информация в СМИ поступала в последний месяц. В частности, речь идет о двух законопроектах: штрафах за тунеядство (от петербургского ЗАКСа) и проекте Роструда о налоге на «неофициальных» безработных.
Роструд предлагал ввести налог на тех, кто работает без официального трудоустройства. Этот «социальный взнос» (по формулировке ведомства) должны платить все совершеннолетние граждане, которые не трудоустроены официально, не зарегистрированы в качестве безработных и не являются представителями льготных категорий: студентами, инвалидами, пенсионерами итп. Что характерно, индивидуальные предприниматели не были указаны в качестве исключений. В число тех, кого ведомство хочет обременить налогом , входят и «трудовые эмигранты» – граждане России, которые работают по контракту за рубежом, а также промысловики различных направлений.
«В настоящее время на федеральном уровне рассматривается ряд мер, направленных на снижение нелегальной занятости», – объявлял замглавы Роструда Михаил Иванков в конце мая и в конце зимы.
Кроме этого, Роструд предложил вычислять и наказывать тех, кто работает «полуофициально», то есть формально получая лишь минимальную зарплату. Замглавы Роструда Михаил Иванков в конце мая проговорился, что «неблагонадежные» граждане обеих категорий будут вычисляться через сличение их расходов с налогами и социальными взносами, которые выплачивают в ПРФ и фискальные органы сами граждане и их работодатели. В тот момент, когда это было объявлено замглавой Роструда, это предложение вызвало некоторое недоумение – каким образом правительство и фискальные органы в частности собираются учитывать расходы населения. Законодательная инициатива, обнародованная Минфином, расставила точки над i.
Однако экспертное сообщество считает перспективы тотального контроля над занятостью населения через финансовый контроль весьма туманной перспективой. Ведение общероссийской базы расходов населения и автоматического сличения их с налоговыми отчислениями и социальными сборами представляется непосильной задачей. Особенно на примере того, как функционируют базы данных в более узких областях. Например, МВД уже много лет не в состоянии не то, чтобы объединить все региональные базы баллистической экспертизы, но даже ввести единый стандарт этой процедуры. Больше того, правительство в целом до сих пор не создало единый стандарт обмена данными и единый образец документов – даже с учетом функционирования таких механизмов, как Единый портала госуслуг. Не сведены воедино и базы ФНС, ГИБДД, Росреестра и прочих ведомств.
Для контроля транзакций граждан могли бы использоваться существующие банковские механизмы учета и обмена подобной информацией, но такие системы даже в пределах одного крупного банка представляют собой одну большую проблему. С учетом того, что Банк России в среднем 1-2 раза в год вносит изменения в правила банковской отчетности, этот способ реализации планов Минфина также можно отнести к области антиутопий.
Кроме того, регистрация покупателя, как естественное условие оформления электронного чека, может стать поводом для разнообразных правовых коллизий, и суды высших инстанций вынуждены будут принудить государство отказаться или урезать условия функционирования такой системы.