Советник главы МВД Украины: российские войска обстреляли в Иловайске украинскую колонну, в которой находились и российские пленные
Обмен военнопленными, для которого 30 августа создавался гуманитарный коридор, к вечеру 31 августа оброс недопониманием и скандалами. Президент Путин в интервью Первому каналу заявил: «Украинские военные воспользовались определенной паузой, которую им предоставили ополченцы, для того, чтобы попробовать силовым способом вывести из этих котлов своих военнослужащих».
Министр обороны так называемой «Донецкой республики» Владимир Кононов в интервью «Дождю» сообщил, что прекратил обмен пленными из-за того, что пятеро ополченцев до сих пор не выданы ему украинской стороной.
Главный результат – все 10 псковских десантников, которые были задержаны СБУ, уже на территории России, ополченцы передали украинской стороне 223 пленных военных. Однако Борис Филатов, заместитель губернатора Игоря Коломойского, которому подчиняется батальон «Донбасс», сообщил в своем твиттере, что при выходе колонны украинских военных из окружения в них начали стрелять российские регулярные войска1. При этом, по его данным, в украинской колонне находились и плененные российские десантники.
Антон Геращенко, помощник министра внутренних дел, был с нами на связи.
Лобков: Антон, как в целом вы оцениваете эти сутки, когда Россия с Украиной обменивалась пленными?
Геращенко: Давайте начнем с того, почему это все произошло под городом Иловайском, который стал уже именем нарицательным. Мы освобождали Донбасс от террористов, которых поддерживал Путин, передавал им оружие, мы успешно боролись с ними. Но в прошлое воскресенье на землю Украины пришла регулярная российская армия, которой дали указание прийти на так называемые учения. Российская армия в понедельник-вторник создала котел вокруг города Иловайска, я думаю, что лично Путин давал такие указания, зная, что этот город у всех на устах и в Украине, и в России.
После этого наши ребята, у которых был недостаток боекомплекта, в пятницу утром договорились о проходе, причем проход гуманитарной колонны был организован при инициативе именно русских войск. Я сегодня говорил с командиром батальона «Днепр» Юрием Березой, он участвовал вместе с генералом Хомчаком в переговорах с командиром одного из войсковых подразделений. Именно они вышли на нас…
Лобков: Российское военное подразделение на территории Украины или на территории России?
Геращенко: На территории Украины, конечно же. У нас были пленные, пленные русские солдаты в этой колонии в Иловайске. Мы предупредили русских о том, что у нас ваши пленные, не стреляйте по нам. И после того, как колонна утром в пятницу начала свое движение, это было около 7:30-8:00 утра, по ним начали стрелять русские танки, русские пушки, минометы. Те же российские десантники, которые были взяты в плен, погибли вместе с нашими солдатами.
Лобков: То есть вы подтверждаете слова Бориса Филатова, которые он сегодня изложил?
Геращенко: Да.
Лобков: Скажите, известны ли вам, вашему министерству фамилии этих пленных российских десантников, которые находились в украинской колонне? И могли бы вы их передать, скажем так, Красному Кресту либо СМИ для того, чтобы мы могли узнать что-либо об их родственниках, узнать, к каким воинским присоединениям они приписаны?
Геращенко: Я завтра буду в Днепропетровске как раз, в центре по обмену заложниками, который создан при днепропетровской областной администрации. Там как раз будем восстанавливать все события, все детали, потому что все это происходило в пылу боя. Я думаю, что это реально, и мы это узнаем. Но факт в том, что погибли те ребята, которые сопровождали десантников, потому что в их машину попал снаряд или мина. Русские убили сами русских.
Лобков: Как вы оцениваете то, что было передано украинцам 223 военнопленных? Это некий успех в операции, это некая дорога к взаимопониманию, возможно, к будущим переговорам?
Геращенко: Давайте так говорить. Русские войска с указа Путина с нарушением Конституции России пришли на нашу территорию — суверенного независимого государства. Они убивают наших солдат. Это вероломная война, равная по вероломности, акт агрессии, равный вступлению Адольфа Гитлера на СССР, на Польшу и на весь цивилизованный мир. Сейчас Путин пытался делать вид, что его войск нет. Когда мы показали, в том числе телеканалу «Дождь», девятерых пленных десантников, ваш журналист Тимур Олевский это показывал, то весь мир понял, что это откровенная ложь. Русские войска находятся у нас здесь.
То, что Путин сейчас идет на то, чтобы давать нам наших пленных, ну извините, пожалуйста, сначала он нападает на нас, а потом он будет делать какие-то добрые шаги? Да заберите вашу российскую армию от нас. Пусть матери сыновей, которые сейчас гибнут в Украине, выйдут и скажут: «Зачем Путин это делает? Почему он врет российскому народу?». Мы не нападали на Россию, мы хотим жить нормально, спокойно. Мы хотим пойти в Европу. Займитесь тем, чтобы у вас Сибирь осваивалась нормально, дороги стройте. Зачем вы пришли воевать в Украину? Вы хотите, чтобы это был новый Афганистан?
Лобков: Кроме тех десяти псковских десантников, которых мы видели, есть ли еще в Киеве в других СИЗО также российские солдаты или офицеры, которые при подобных обстоятельствах попали в плен и сейчас находятся в распоряжении ваших спецслужб?
Геращенко: Мне известно только, что в Иловайске наши бойцы из батальона «Донбасс» и «Днепр-1» захватили ряд российских десантников, которые нападали на них. Эти десантники, вероятнее всего, погибли во время выхода из окружения, когда они выезжали вместе с нашими ребятами. Еще раз повторяю: российское военное командование знало, что у нас есть русские пленные, знало, что они будут в этой колонне, и все равно дало приказ расстреливать нашу колонну, когда она была беззащитная на дороге. Потому что мы поверили в обещание русских военачальников.
Лобков: Будут ли еще какие-то гуманитарные коридоры, пойдете ли вы на переговоры? Остались и с той, и с другой стороны, как я понимаю, заложники этой войны. Будут ли еще попытки обмена?
Геращенко: Переговоры по обмену заложников, я считаю, возможны и допустимы. Переговоры по поводу сдачи независимости суверенитета Украины невозможны. Все то, что происходит сейчас, это агрессивная война, развязанная Путиным против Украины.