Экономика
SOS! «БОР» надо спасать!
Александра Набокова
Проблемы закрытого акционерного общества Горно-химический комбинат «Бор» (в дальнейшем ЗАО ГХК «Бор») мы поднимали в прошлом году в статье «Рабочие варятся в кислотах». На солидном, градообразующем предприятия некогда трудились более 12 тысяч рабочих, а сегодня – 3,5 тысячи.
Всё это доводит людей до предельного социального напряжения, митингов и прочих недовольств.
При изучении этой проблемы возникает масса вопросов! Например, почему валютная продукция, производимая на этом комбинате, считающаяся лучшей в мире и пользующаяся большим спросом на мировом рынке, продавалась через посредника – оффшорную фирму аж с британских Виргинских островов «Дрим Инвест-менст»?
Из каких «благородных» побуждений к горно-химическому комбинату «Бор» объявился интерес у группы «Альянс» во главе с Мусой Бажаевым, той самой группы, которая контролировала в Приморском крае и «Приморнефтепродукт»?
«Благодетели» некогда крепкого химкомбината «Бор» так затолкали его в финансовую «преисподнюю», что в проблемы «Бора» вникал начальник УФСБ по Приморскому краю генерал Валерий Жиляев.
В письме к председателю ЗакСа генерал отмечал, что ГРУППА «Альянс» изначально была не намерена производить значительные капиталовложения в экономику химкомбината «Бор». Беседы с людьми показали, что и сегодня «благодетели» делают всё возможное, чтобы сокращать численность работающих на ЗАО ГХК «Бор». Очевидно, «Бор» просто умышленно банкротят! Все, с кем мне доводилось общаться в Дальнегорске, обеспокоены нынешним положением дел на комбинате.
Перед выборами в Государственную Думу ЗАО ГХК «Бор» посетил вице-премьер Игорь Шувалов. Ему был задан вопрос, почему управляющие компанией находятся за границей? Шувалов был удивлен, пообещал разобраться, но до сих пор тишина. Практически никто из работников ЗАО ГХК «Бор» не знает руководителей управляющей компании.
Как можно при этом эффективно развивать производство? Да никак… Все организовано на условиях «давальчества». Например, продали продукции на 1000 рублей, а руководство комбината говорит: «Вот вам 100 рублей, и хозяйничайте, как хотите!» Остальное остается в карманах икс-заморцев.
Коллектив ЗАО ГХК «Бор» не может достучаться до настоящих хозяев. Все бремя лежит на исполнительных директорах. Сейчас, например, им стал «настоящий полковник»!
Дипломированные специалисты с высшим специальным образованием вынуждены уходить с предприятия. Они не видят смысла в работе. Команды сверху абсурдны, непрофессиональны и бесперспективны.
Заморских управленцев ЗАО ГХК «Бор» не беспокоят условия труда рабочих, загазованность в цехах, морально и физически устаревшее оборудование, которое уже не выдерживает химических реагентов.
О каких высоких технологиях можно говорить, если в России борная кислота не востребована. Почти вся продукция мировой значимости идет за границу.
Еще в советские времена дальнегорские химики добились получения борной кислоты высокой химической чистоты! Она применяется в ВЫСОКОТЕХНОГЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ! Тут вам и атомные станции, и сотовые телефоны, и плоские телевизоры, медицина и т.д.
Но обстановка здесь очень сложная, и специалисты высказывают опасение, что года через 2-3 предприятие может встать, так как хотя и много разведанных запасов бора, а подготовительные работы, чтобы их взять, не ведутся. За последние десять лет сменилось примерно 30 исполнительных директоров «Бора».
Новые хозяева взяли все, что можно с комбината, при этом не вложили ни копейки. Лично обогатились, и гори оно все синим пламенем!..
Люди варятся в кислотах, портят здоровье в среднем за 18 тысяч рублей в месяц. И это с учетом надбавок и коэффициента 1,2. Долги ЗАО ГХК «Бор» перед бюджетом, кредиторами, зашкаливают… Выхода из кризиса не видно.
«Бор» – практически банкротят начиная с конца 1998 года. Первой ринулась сюда «Энергомашкорпорация». Что интересно, эта фирма из далекого города Вельска. Еще интереснее, что ее головной офис находится в Москве. Ловкачи получали возможность приобрести «Бор» по дешевке.
А был ли здесь серьезный кризис ранее?
Старожилы говорят, что не было, так как город слыл благополучным во всех отношениях. Он славился чистотой, развитой культурой, хорошим здравоохранением. Люди здесь жили неплохо.
Глаз был положен на природные богатства этих мест жуликами и ворами.
Они и довели до ручки и комбинат, и его работников. Молодежь уезжает на добычу золота в Магадан, Колыму. Остановить гибель градообразующего предприятия некому.
Председатель президиума общественного антикоррупционного движению в органах государственной власти и органах местного самоуправления «Хранители закона» Петр Михайлович Довганюк солидарен с дальнегорскими химиками в том, что надо спасать ЗАО ГХК «Бор» от жуликов и воров.
Регулярно за «кордон» уходят суда с продукцией «Бора». Но нужно не плакать, а действовать. Настоятельно предлагаю озадачить официально и гаранта России, и гаранта Приморского края коллективным письмом о том, что стратегически важный для обеспечения безопасности России комбинат умышленно приводится в нерабочее состояние. И если руководством СТРАНЫ, КРАЯ не будут в месячный срок приняты необходимые для спасения «Бора» меры, то трудовой коллектив вынужден будет принять решение о немедленной передаче в собственность КОЛЛЕКТИВУ комбината, чтобы «Бор» работал НА РОССИЮ, а не на ВРАГОВ РОССИИ, так как по моему мнению, уничтожение «Бора» выгодно только ВРАГАМ РОССИИ.
И не нужно уповать на подачки в виде небольшой зарплаты. Ваша НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ позволит окончательно и вас, и «Бор», и ваши семьи пустить по миру.
Александра Набокова, Дальнегорск – Владивосток.
P.S. 66% акций «Бора» значилось как госсобственность. Из них 16% – краевая, 50% – федеральная.
Удалось еще узнать, что ЗАО ГХК «БОР» входит в состав УК «Промышленные инвестиции», генеральный директор Константин Юрьевич Ковалев. Данная управляющая компания включает в себя несколько заводов, то есть это целая корпорация. Интересно, и другие заводы по аналогии «Бора» банкротились, и людей тоже загоняют в социальный кризис?.. Будем делать запросы.
Продолжение следует.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: