Экономика
Гулкое эхо катастрофы
Борис МИСЮК
На самом излёте 2011-го в штормовом Охотском море, в 110 милях от Сахалина перевернулась и в считаные минуты пошла ко дну плавучая буровая платформа, буксируемая двумя судами. Из 67 человек экипажа спасли лишь 14. А о ходе«спасательной операции» Москва трубила по радио и ТВ чуть не неделю, хотя любому вменяемому человеку известно, что дольше нескольких минут продержаться в декабрьской ледяной воде не в состоянии даже «моржи», не говоря об обычных людях, не успевших к тому же и спасательные нагрудники надеть.
Плавучая буровая платформа – не корабль, предназначена она, конечно же, не штормовать в открытом море, а стоять на мощных якорях на шельфе и работать в тихую погоду.
Ну так как же так, по чьей же злой воле оказались 67 моряков и буровых мастеров в абсолютно предсказуемых гибельных обстоятельствах?
53 неповинных души загублены, пятьдесят три! Кто за это ответит?!
Вопросы эти повисли в воздухе над местом крушения вместе с поисковыми вертолётами, без толку кружившими несколько дней над штормовыми волнами Охотоморья. Официозное враньё долго правило бал на телеэкране, сбивчиво вещая о форс-мажоре, путаясь в цифрах, упорно силясь снизить число погибших за счёт «пропавших без вести».
Был создан целый комитет (не комиссия!) по расследованию крушения. Выводы комитета можно сравнить лишь с айсбергом: осьмушку, вершинку, тщательно отредактированную сверху, народу показали, а семь восьмых осталось «под водой». Комитет совершенно явно испытывал такое же нечеловеческое, чудовищное давление сверху, как и сама платформа, лежащая на километровой глубине. Причины?
Они-то как раз почти на поверхности: любимое, баксоносное детище Путина и Ко «Газпром» владело через дочернюю компанию дорогой финской платформой; руководство «Газпрома», ни уха, ни рыла не смысля в морских делах, повелело, с присущим «кремлёвским баловням» волюнтаризмом (слепое, неразумное первоначало. Шопенгауэр) беспрекословно, незамедлительно отправить платформу в рейс Магадан – Вьетнам. Дорогущий контракт со страной-заказчиком дабы не пострадал!
Проговорившись вначале о Вьетнаме, хозяева загубленной платформы спохватились, или кто-то подсказал: глупость, мол, несусветная – гнать этакий караван-сарай через десять морей, ну и давай врать: платформу, дескать перегоняли всего-то из Магадана на Сахалин. Однако ведь и этого делать было нельзя – надвигался шторм. Но погонялы из «Газпрома» моряков и слушать не стали. Что, штормовое предупреждение? Плевать, буровая прошла через все моря от самой Финляндии до Магадана, так что не морочьте голову и срочно, немедленно – в рейс! Время – деньги!..
Да, платформа «Кольская» действительно прибыла из Финляндии, но (!) отнюдь ведь не своим ходом, то есть не на буксире, как было велено нынче газпромовскими «адмиралами», а на борту огромного, специально для этой цели построенного судна под вездесущим, везде сующимся названием «Газпром». Если вы внимательно посмотрите на фото платформы, взятое из Интернета, на первой странице «Арсеньевских вестей» № 51, то увидите, что огромная платформа очень уютно помещена на палубу этого гигантского парохода…
А теперь перенесёмся за десять тысяч километров, на юг Украины, в маленький городок Белгород-Днестровский, прежде Аккерман. Я прилетел туда в январе – к сыну, внуку, друзьям детства. Город – один из древнейших на планете: 2500 лет ему. Поэтому о нём написано немало серьёзных книг. Самую свежую «Наш вечный город Аккерман» подарил мне автор. В рубрике «Знатные люди города» нашёл я заметку о своём школьном друге: «Юлиан Витальевич Кузьменко – автор тридцати изобретений, один из создателей советского краностроения, построивший в 1960-х годах в Севастополе 100-тонный плавучий кран «Черноморец». При его непосредственном участии создавались и строились плавучие установки для освоения континентального шельфа, а также первая арктическая буровая установка. Выйдя на пенсию, Юлиан Витальевич вернулся на родину, в Белгород-Днестровский, продолжая сотрудничать с портами и организациями, где ему приходилось работать многие годы».
Видимо, давая интервью автору книги, мой друг поскромничал. А ведь работал он больше двадцати лет в крупнейшем ЦКБ, Центральном конструкторском бюро СССР начальником сектора металлоконструкций и лично проектировал плавкраны «Богатырь» и «Витязь» (последний – грузоподъёмностью 1600 тонн), работавшие впоследствии у нас, в Приморье. Когда я показал Юлиану номер «АВ» со статьёй о катастрофе в Охотском море, он ахнул:
– Да это ж «Кольская»! Это ж моя платформа! Я её проектировал!..
Взяв лупу, он долго рассматривал снимок и рассказывал…
В 1983-85 годах финская фирма Rauma-Repola заключила контракт с Министерством судостроения СССР на проектирование и строительство плавучих буровых установок. Дело в том, что финны умеют, что называется, держать нос по ветру: в 40 км от берега Вьетнама американцы во время войны открыли мощное месторождение нефти, получившее название «Белый тигр». Пласт «чёрного золота» залегал на глубине всего 40 метров. Когда американцы ушли из Вьетнама, мы стали поставлять вьетнамцам буровые установки. Транснациональную компанию «Соввьетпетро», кстати, и сейчас возглавляет соратник Юлиана из севастопольского ЦКБ. Финны купили нашу лицензию, и сам Юлиан, как один из авторов проекта, в 1986 году был откомандирован на год в Финляндию, в город-порт Пори. Там и началось воплощение идей наших конструкторов – строительство подъёмных механизмов для плавучих буровых платформ. В нашем Выборге строили корпуса платформ, а из Финляндии туда доставляли опорные колонны.
– Вот эти самые, что торчат в небо, – Юлиан указал на снимок в газете. – Высота колонн 140 метров!
Боже мой, подумал я, и такое чудо кретины из «Газпрома» предали прямо в зубы шторму…
– Диаметр труб колонны – 1100 мм, – продолжал мой друг, – а решётчатая конструкция, которая смотрится на снимке спичечно, тоже из труб, диаметр каждой – почти четверть метра, 245 мм! Механизм подъёма сделан из стали марки АК-27, это сталь для подлодок. Опорная колонна – треугольного сечения со стороной 10 метров! Буровая способна бурить до глубины 6 км! Весит платформа 12 тысяч тонн, каждая колонна – 3 тысячи.
Юлиан сокрушённо задумался, прощаясь мысленно со своим детищем. Технического вундеркинда, которому он отдал часть души, понятно, жаль. Но ведь загублено вместе с ним 53 человеческих души…
– Конечно, газпромовцев ваших можно к стенке ставить, – спокойно резюмировал мой друг. – Они же просто сэкономили на авиабилетах: 60 из 67 человек должны были отправиться во Вьетнам на самолёте, а не на платформе «Кольской».
Всё ясно. А комитету по расследованию приказали, значит, с самого верху спрятать, что называется, концы в воду, дабы прикрыть «Газпром», главную кормушку кремлёвских тузов. Прикрыть преступление, повлёкшее гибель стольких людей?!
В «Литературной газете» № 3, в небольшой колонке под названием «Хромые лошади» писатель С. Баймухаметов поведал: «По поводу гибели 53?человек на буровой платформе «Кольская» в Охотском море – тишина. Хотя там вопиющих нарушений предостаточно. Но нефтяная компания – не ресторанчик (выше речь шла о взрыве газа в московском кабаке). Более того, Дальневосточное следственное управление жалуется: неизвестные лица изымают документы о буровой, а изымать их имеют право только они, следователи».
9 февраля в 23:30 в телепередаче «Человек и закон» шла публичная разборка этой катастрофы. Семьи погибших тонули в слезах. Дочь капитана «Кольской», утонувшего вместе с командой, Наталья Дмитриева рассказала, что отец пытался протестовать против преступно некомпетентного решения о транспортировке платформы с помощью буксиров, но его, конечно, не услышали. Она выразила надежду на то, что удастся раскрыть истинные причины трагедии. Но пока у неё, к сожалению, очень мало материала для расследования, всё тщательно прячется…
Пытался я дозвониться до этой телередакции, чтобы выйти на Наталью, не получилось. Остаётся надеяться, что эту публикацию увидят осиротевшие члены семей экипажа буровой платформы «Кольская».
Борис МИСЮК
Другие статьи номера в рубрике Экономика: