Экономика
Без гари и копоти
(без автора)
На днях правительство страны рассмотрело и одобрило технический регламент для автомобильных двигателей. В соответствии с документом уже в ближайшее время все выпускаемые в стране и импортируемые машины должны будут оснащаться силовыми агрегатами, соответствующими экологическим нормам “Евро-2”. Это сделает продукцию отечественного автопрома более конкурентоспособной на мировом рынке.
Основной причиной перехода на новые стандарты экологичности двигателей стала проблема загрязнения окружающей среды. Специалисты констатируют: за последние 25 лет в результате резкого увеличения числа автомобилей выбросы вредных веществ транспортными средствами возросли в почти шесть раз: с 4,7 до 24,3 тысяч тонн.
Пагубное влияние оказывают отработавшие газы на здоровье человека. По данным Санэпидемнадзора г. Москвы, только в 2003 году три миллиона жителей города перенесли заболевания органов дыхания. Это в значительной степени связано с загрязнением воздуха. Вторая причина, по которой правительство приняло новый технический регламент для автомобильных двигателей, - повышение конкурентоспособности отечественных машин на европейском и общемировом рынке. В случае несоблюдения нами строгих экологических стандартов никто российские машины в Европу не пустит. Действующая “Концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 г.” устанавливает новые требования к экологическим качествам техники и предусматривает полный переход промышленности на выпуск транспорта, соответствующего нормативным требованиям “Евро-2”, с последующим поэтапным достижением уровней “Евро-3, -4, -5”.
Стандарты “Евро”, регламентирующие содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах, в свое время были разработаны Европейской экономической комиссией ООН. Эти нормы ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и множества других частиц, которые наносят вред и природе, и человеку. Для сравнения: в Европе стандарт “Евро-2” действует с 1995 года, “Евро-3” - с 1998-го. С 2005 года все автомобили стран Евросоюза оснащаются двигателями “Евро-4”, а в 2009 году вступит в силу “Евро-5”. Мы же никак не перейдем хотя бы на “Евро-2”. Сроки постоянно переносятся и откладываются, хотя принципиальное решение о том, что повышать требования к экологичности двигателей необходимо, в правительстве есть.
Сегодня в России действуют нормы “Евро-1”. Проблема перехода на более строгие стандарты заключается в необходимости перевооружения производства и для автопроизводителей, и для нефтяников. Ведь двигателю, соответствующему международным нормам, необходимо качественное топливо. Иначе он просто ломается, как это часто и происходит сейчас с силовыми агрегатами дорогих иномарок. Поэтому в ближайшие два года наша страна будет переходить на производство бензина, соответствующего нормам “Евро-4”. Это преполагается сделать, минуя стандарт “Евро-3”, чтобы избежать повторной модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности. Ведь, чтобы перевести всю ее на стандарт “Евро-4”, по подсчетам экспертов ВНИИ по переработке нефти, который является разработчиком соответствующего техрегламента, потребуется порядка 30 млрд. долларов. Деньги немалые, но взрыва цен на моторное топливо не должно быть. Например, в Хабаровском крае местный нефтеперерабатывающий завод уже перешел на этот стандарт, и в результате бензин здесь подорожал всего на 50 копеек за литр.
Затраты автопроизводителей по переходу на выпуск двигателей, соответствующих “Евро-2”, пока никто не посчитал. Однако понятно, что они окажутся гораздо меньше, чем расходы на переоснащение нефтяников. В настоящее время этой норме, еще не утвержденной правительством, соответствуют многие сходящие с конвейера автомобили. Дело в том, что практически все российские автогиганты, зная о грядущем ужесточении требований по экологичности транспорта, заранее позаботились о выпуске современных двигателей. Так, например, требованиям “Евро-2” удовлетворяют все “Самары” и машины десятого семейства Волжского автозавода. А запускаемая сейчас в производство модель “Лада-Калина” и вовсе на шаг впереди. Она сделана с учетом уже “Евро-3”.
Среди отечественных производителей грузовиков и автобусов стоит отметить КамАЗ. Активно сотрудничая с Минпромэнерго в области технического регулирования, завод стал инициатором и лидером повышения экологичности грузового автотранспорта в России. Внедрение экологических стандартов “Евро-1,2,3” предприятие осуществляет самостоятельно, показывая пример другим.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: