Экономика
Скверное разрушительство
Марина ЗАВАДСКАЯ
Когда работников горадминистрации (на одном из «круглых столов» по проблемам ЖКХ) упрекали, что они не расселяют ветхое жилье, они с обидой говорили: «Но мы же десять лет ничего не строили!». Нашли чем гордиться.
И вот наконец собрались строить! То есть не горадминистрация собралась, не подумайте о ней слишком хорошо. Строить собралась «Дальневосточная строительная компания», но горадминистрация строительство приветствует и поддерживает (см. «Приморские вести» от 13 марта 2002 г.).
И опять есть недовольные. На этот раз - жители домов, между которыми и собирается развернуться строительство.
ЦЕНА ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ
А дом предполагается построить шикарный: 12-этажный, кирпичный, повышенной комфортности, с 50-ю офисами на первом этаже. В двух шагах от остановки «Столетие», на месте сквера между домами 18 и 20 по ул. Овчинникова и 45 и 47 по проспекту Столетия. Ну и цена за квадратный метр будет такая же повышенная, как комфортность, так что дом этот для краткости называют элитным. Хотя какая там элита! Что, будущие жильцы комфортного дома что-то выдающееся сделали для страны или города? Они известны и почитаемы на родине и вне ее? Нет, просто заработали малую толику долларов на комфорт.
Так чем же недовольны жильцы окружающих предполагаемый дом хрущоб?
Во-первых, тем, что ради «элитного» дома будет разрушен сквер и срублено более 200 деревьев - на Столетии, рядом с трассой, не замирающей ни днем, ни ночью.
Во-вторых, за жизнь свою опасаются.
- Дом 20 долго не принимала государственная комиссия, - рассказывает Антонина Николаевна, местная жительница. - Потому что здесь ошибки в монтаже панелей. Если строители начнут рядом забивать сваи, то этот дом сложится, как карточный домик. Уже ведь был такой прецедент в Санкт-Петербурге, когда 16-этажный дом рассыпался, и были человеческие жертвы.
В-третьих, стадион. Ниже домов на Овчинникова - стадион, и туда автобусами привозят спортсменов - взрослых и детей. А для «элиты» через этот стадион планируется провести дорогу к морю, там у них будет собственный пляж.
НА КОСТЯХ
Микрорайону Столетия - чуть больше 40 лет. Раньше на месте этого сквера и этих домов было кладбище - часть ГУЛАГа. Недалеко, ближе ко Второй Речке, располагался в 30-40-е годы пересыльный лагерь. В 1938 году там умер Осип Мандельштам - но это не тот факт истории города, которым можно гордиться.
При Хрущеве микрорайон застроили хрущовками, а сквер заложили в 1961-м году и назвали именем Гагарина. Когда землю копали, постоянно натыкались на человеческие кости и черепа, но помнят об этом только старожилы микрорайона. Никакого памятного знака или таблички на домах нет.
С тех пор прошло 40 лет... И все пришло в запустение - и дома, и сквер. Мистики могут говорить, что нельзя построить счастливую жизнь на кладбище, но давайте не будем о мистике. Точно в такое же запустение пришли и другие микрорайоны нашего города, где никаких костей в земле не было. Да и как не «запуститься», если 40 лет нет ремонта?
Итак, хрущовки превратились в хрущобы, и хотя Столетие находится не на берегу реки и не под водохранилищем, но каждый более-менее мощный тайфун затопляет эти дома. Подвалы полны воды и крыс, в стоячей воде заводятся комары, а с бегающих крыс соскакивают блохи.
И вот между этими хрущобами, на месте сквера, и решено посадить дом повышенной комфортности.
ПЕСОЧНИЦЫ ДЛЯ БИЗНЕСМЕНОВ
Дом давно бы построили, если бы жильцы хрущоб не возмутились и не обратились в суд. А по Градостроительному Кодексу, между прочим, у жильцов надо спрашивать согласия.
Ну, не то чтобы у них спросили это согласие, но, когда дело дошло до пикетов, приехали строители и показали желающим проект.
Рассказывает Антонина Николаевна:
- Я сказала: Что-то на ваших проектах не видно дома 20. Что будете делать с жильцами? И мне их работник сказала: А что вы переживаете, вас же на улицу не выселят, вам предоставят другие квартиры. Я говорю: А где? По более низкой стоимости на Тихой? - Нет, где захотите. Я говорю: Я хочу в этом вашем элитном доме, чтобы мои окна по-прежнему выходили туда, куда они выходят - на море. И тут она замолчала.
Ну не соврала же! Не согласилась, но ведь и не отказала!
И вообще в проекте предусмотрена забота об обитателях хрущоб, - говорится в письме заместителя главы горадминистрации Ю.П. Данько недовольным старожилам. 670 кв.м площадок для игр детей и 100 кв.м для отдыха взрослых. В общем, песочницы, скамеечки и прочие качели. Но те, кто видел план, сомневаются в перечисленных квадратах. И следует вспомнить еще об одной детали проекта: на первом этаже нового дома будет 50 офисов. И где ж песочницы планируем ставить - под окнами офисов? А куда, в таком случае, девать машины сотрудников этих офисов? Их тоже не меньше 50-и будет!
И вообще... Вы много видели песочниц, скамеечек и качелей рядом с «элитными» домами? Асфальт, гаражи, автостоянки - да, бывают. А скамеечки - нет. Обитатели «элиток» деньги зарабатывают, на улице не гуляют и детей не выгуливают, а от шума, пыли и выхлопных газов закрываются пластиковыми окнами.
Но если обитателям «элиток» глубоко, как говорится, «по сараю» то, что находится с внешней стороны их окон, то почему бы не «посадить» дом не на сквер на Столетии, а где-нибудь в другом месте? Почему такая принципиальность? Столетие - не такой уж престижный район, не Дворянское же Гнездо и тем более не Санаторная. Почему именно на Столетии, почему именно на месте сквера?
СДЕЛАЛ ГАДОСТЬ - НА СЕРДЦЕ РАДОСТЬ?
Ну, во-первых, во Владивостоке не так много пустырей с выходом к морю (мы помним, что от дома к морю планируется проложить дорогу и в конце ее устроить пляжик). Обычно стоят какие-нибудь развалюхи, которые в случае нового строительства надо сносить, а жильцов расселять. А куда расселять? «Вторичный фонд» расхватывают на корню, а новое жилье строится только повышенной комфортности, те самые «элитки». Вон даже тем, кто готов приобрести жилье по ипотеке (около сотни желающих за год), квартир не хватает. И вообще, зачем тратиться на людей, если можно просто спилить деревья? Деревья в суд не подадут и нового жилья не потребуют!
А во-вторых... Во-вторых, строительство поддержала городская администрация, а она крайне болезненно реагирует на любое сопротивление своим решениям со стороны населения и немедленно идет на принцип, а попросту - лезет в бутылку. Не привыкла наша власть ни людей слушать, ни законы исполнять, ни отчитываться, ни думать дальше сегодняшнего дня. Даже простой вопрос «А почему?» или жалоба вызывают раздражение. Гололед? И чего жалуетесь, возьмите лопату - и не будет вам гололеда.
- Наш микрорайон хотел бы хорошо относиться к современной мэрии, к мэру, - с сомнением говорит Антонина Николаевна - и замолкает.
Хотеть, говорят, не вредно, но в реальности не получается что-то. Хорошо микрорайон относится только к своему депутату Приходько, который в критический момент пришел жителям на помощь - за что чуть не угодил «в участок» и заслужил брань от администрации. Так за него и проголосовали 7-го декабря.
Жители не оставляют надежды отстоять свое жизненное пространство. Судятся с «Дальневосточной строительной компанией» и горадминистрацией.
А КАРАВАН ИДЕТ...
А пока суд да дело, ДВСК в каждом номере «Дальпресса» публикует объявление «о начале строительства 12-этажного кирпичного жилого дома по ул. Овчинникова повышенной комфортности».
Жильцы окружающих домов нервничают, а представители администрации говорят им:
- Не обращайте внимания! Эта реклама ничего не значит...
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото автора.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: