Земля-кормилица
Высокий урожай - ежегодно
В. Елагина
Веками крестьяне России относились к садам, как к занятию «для души». Промышленного, высокопродуктивного садоводства здесь почти никогда не существовало.
И происходило это не только потому, что не было хороших урожайных сортов плодовых деревьев для этих мест. Все сады страны, да и не только нашей страны - всего мира, были мало выгодными, потому что давали урожаи плодов раз в два года.
Многие биологи склонны были причислить эту особенность садов к разряду биологических, неизменных качеств плодовых деревьев. «Такова биологическая особенность яблони, - говорили они, - что плодоносит она раз в два года. Ведь известны и такие растения, которые дают плоды и семена раз в десять-двадцать лет, а иные и того реже - раз в сто лет...» Но все эти рассуждения не способствовали настоящему изучению причин периодичности плодоношения деревьев, наоборот - тормозили исследовательскую мысль.
А между тем плодоводы не желали мириться с таким положением, когда сады дают урожай через год.
Ощупью, опираясь лишь на свои наблюдения и практический опыт, отдельные садоводы-опытники в различных уголках страны начали постепенно подкапываться под эту «неизменную биологическую» особенность плодовых деревьев. То одному, то другому из них удавалось заставлять отдельные деревья, а иногда и целые сады плодоносить два, три, четыре года подряд. И если в одном саду деревья плодоносят три-четыре года подряд, значит, и в других они могут вести себя так же. Надо только знать, как этого добиться.
Проблема ежегодного плодоношения садов давно привлекала пытливое внимание и Николая Матвеевича Смирнова. Тщательно изучал он жизнь яблони с первых дней прорастания семени до старости дерева. Все, даже самые малейшие изменения в растении не ускользали от его зоркого взгляда.
Он, прежде всего, задался вопросом, когда у дерева начинается подготовка к плодоношению: в год урожая или раньше? От ответа на этот вопрос зависело многие.
Но человеку, выросшему в саду, нетрудно было отыскать ответ. Яблони, груши и другие плодовые деревья цветут ранней весной, когда еще на них нет листьев и когда дерево как бы полуспит, не живет еще полной жизнью. Значит, совершенно очевидно, что плодовые почки, из которых развиваются цветки и позже образуются плоды, могли быть подготовлены деревом только предыдущим летом, а может, и еще раньше. Уже в осени эти почки должны быть готовы. Ведь достаточно бывает малейшего движения соков в дереве, чтобы они раскрылись. Следовательно, если дерево будет ежегодно плодоносить, оно каждое лето должно, по существу, готовить два урожая - наливать плоды и закладывать цветочные почки на следующий год. Кроме того, дерево должно дать новые побеги. Ясно, что для такой напряженной работы дереву нужно много сил, много питания и влаги.
Что же случится, если дерево на лето искусственно лишить возможности плодоносить, например, взять и оборвать весной все цветки?
Опыты дали точный ответ на этот вопрос - почти все силы дерево отдает тогда образованию плодоносящих почек, из которых распустятся цветки на будущий год.
Лишенное возможности плодоносить, дерево летом образует плодоносящих почек гораздо больше, чем в год плодоношения. Поэтому после отдыха плодовые деревья цветут особенно обильно, дают столько завязей, что, в конце концов, не справляются с ними, не успевают в одинаковой мере обеспечить все завязи питанием. Урожаи после отдыха бывают так велики и изнурительны для дерева, что оно уже не способно уделить хоть часть питательных веществ на образование новых почек для урожая следующего года. Значит, стоит только однажды дереву из-за заморозков или вредителей остаться на лето без плодов, с этого времени как бы автоматически устанавливается периодичность плодоношения. Нужно было теперь искать наиболее простые и верные способы преодолевать это явление. Совершенно очевидно, что, прежде всего, нужно было наладить правильное и обильное питание деревьев, установить за ними тщательный уход.
Почему-то издавна сложилось неверное мнение, что яблоня может сама себя с избытком обеспечить питательными веществами, добывая их в глубине почвы. Во многих садах вскапывают приствольные круги радиусом метр-полтора. Иногда даже удобряют навозом взрыхленную почву, но только небольшую площадку около ствола. На этом обычно и заканчивается забота о питании плодовых деревьев.
Садовод-опытник Смирнов давно подметил это совершенно ненормальное положение. Он коренным образом перестроил уход за почвой и за самими деревьями в саду. Известно, что корневая система дерева, как и крона, отличается большой разветвленностью. Самые активные молодые корешки находятся дальше всего от ствола. Вот почему рыхление почвы в садах Смирнов проводил по несколько раз и почти сплошь.
Почва в саду тщательно удобрялась навозом и минеральными удобрениями. В течение лета Николай Матвеевич проводил три-четыре подкормки деревьев. Он внимательно следил за цветом листьев деревьев и по нему безошибочно определял, чего, каких веществ не хватает дереву.
Тщательно разработанная система «кормления» деревьев дала свои результаты. В течение десяти лет кряду сад, в котором он работал, ни разу не отдыхал. Ежегодно этот сад приносил урожаи плодов по 18 тонн в пересчеты на гектар! В соседних же садах средний урожай фруктов с гектара равнялся всего лишь 2-3 тоннам, да и то через год.
В годы чрезмерно обильного цветения плодовых деревьев Николай Матвеевич уничтожал на них часть цветков. Он тщательно следил за тем, чтобы в кроне дерева не разрастались так называемые жировые побеги.
Большую часть питательных соков дерево должно расходовать на урожай, - таково было правило садовода. И деревья послушно подчинялись его воле: они ежегодно и обильно плодоносили, не нуждаясь в отдыхе.
Так, практикой садовода-опытника было найдено еще одно средство управления урожайности садов.
В. Елагина.
Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица: