Экономика
Почему “Владхлеб” повышает цены
Марина ЗАВАДСКАЯ
ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ЕДЯТ ПИРОЖНЫЕ?
Есть такая историческая байка про королеву Марию-Антуанетту. Когда началась Великая французская буржуазная революция, королева, чтобы понять свой народ, спросила у придворных: “Почему они бунтуют?”.
Ей ответили: “Потому что у них нет хлеба”. - “Почему тогда они не едят пирожные?” Руководство “Владхлеба” не хочет оказаться в положении Марии-Антуанетты (в конце концов ей отрубили голову) и о предстоящем повышении цены на хлеб Подольский (на 1 рубль с августа) объявило заранее и объяснило, почему.
Генеральный директор ОАО “Владхлеб” сказал: “Цены на хлеб мы не меняли более года. А за этот год произошли большие изменения, которые повлияли на структуру себестоимости нашей продукции”.
Если год назад за потребленную на технологические цели электроэнергию компания платила 682 тыс. рублей, то сегодня уже 2250 тыс. рублей.
Расходы на воду выросли на 108%
Железнодорожные тарифы только за год выросли на 140%
Цена на запасные части для основных фондов выросла на 192%
Расходы на необходимую тару за год выросли на 157%
Начиная с мая, компания, выпуская хлеб, работает в убыток.
Затраты на 1 рубль товарной продукции
2000г. - 90,8 коп.
2001г. - 96,9 коп.
с мая 2002г. - 1 руб. 00,1 коп.
Хлеб - социально значимый продукт, но “Владхлеб” - акционерное общество и должно работать без убытков, иначе - банкротство. Кстати, за 5 месяцев этого года во Владивостоке закрылось 16 пекарен. А вот “Дальэнерго” (тоже акционерное общество и тоже должно работать без убытков) недовольно тарифом, который утвердила региональная комиссия, и подало протест в федеральную комиссию. Но “Дальэнерго” - монополист, а “Владхлеб” - нет, и потребители могут покупать продукцию других предприятий. Она в основном дешевле, а что касается качества, то для одних это дело вкуса (не все же любят именно Подольский), а для других важно не качество, а цена.
“Владхлеб” занимает 35% хлебного рынка (около 47 тонн), остальную аналогичную продукцию выпускают другие предприятия (около 60 пекарен). При потреблении хлеба на душу населения 230-240 г/день “владхлебовская” доля - 78 г. У “Владхлеба” 54 собственных магазина (6 лет назад - 14 магазинов и киосков), через которые реализуется 10-13% хлеба. Остальной берут около 600 оптовых и мелкооптовых покупателей и реализуют через свою торговую сеть.
Но из налогов, которые платят хлебопеки города, 90% - “владхлебовские”. За прошлый год это составило 52 млн. рублей.
ЕСТЬ ЛИ ДРУГОЙ ВЫХОД?
- Есть, - говорит гендиректор “Владхлеба”. - Можно было бы сделать определенные льготы отрасли - отрасли, а не нашему предприятию, это было бы несправедливо, - в том числе налоговые. Создать зерновой фонд. Льготы были сделаны в Москве и просуществовали в течение 10 лет. Сейчас Лужков льготы отменил, и, в общем, правильно: мы дали возможность вам развиться, теперь работайте, как все. Мы высказывали предложения по льготному налогообложению, по созданию единого зернового фонда краевой и городской администрациям, но они наши предложения не поддержали. Ответ мы получили, впрочем, совершенно верный: вы сейчас АО, думайте сами, как выживать.
Формально ответ, конечно, верный, администрация не обязана поддерживать частные компании и вообще не вправе вмешиваться в их деятельность. Но если администрация не должна (не может, не хочет - нужное подчеркнуть) помогать предприятиям, то населению помогать обязана (без вариантов). Упомянутый Лужков доплачивает из городской казны московским пенсионерам (Москва - город не только богатый, но и дорогой), да и во Владивостоке Черепков, помнится, тоже пенсионерам доплачивал (Владивосток город не такой богатый, но тоже дорогой). А сейчас у нас - сами знаете, что сейчас у нас.
А как в Хабаровске? Ведь все уже, кажется, знают, что в Хабаровске хлеб дешевле! Вот как объясняет это С.В. Терешков:
- В Хабаровске сделали зерновой фонд. Закупают муку, на год вперед запаслись. Об этом позаботилась администрация. У нас лет 6-8 назад этим занимался Приморхлебопродукт. У хабаровчан нет хлеба Подольского, там другие сорта, и они на 50 граммов легче нашего. В рознице хлеб там стоит около 8 рублей.
В общем, все понятно. Хорошо там, где нас нет.
А нам придется вскорости переходить на пирожные...
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПАРАДОКС
В самом здании “Владхлеба” расположены два фирменных магазина, расстояние между которыми - сто метров: “Лакомка”, где продается вся владхлебовская продукция и где хлеб - горячий, прямо из цеха, и “Социальный магазин”, где хлеб уже не горячий, но зато на полтора рубля дешевле, и пирожные попроще, - он открылся недавно, в мае.
С.В. Терещенко: - Этот магазин на сегодняшний день убыточный, но мы знали, на что шли. Но особым спросом этот магазин у населения не пользуется, хотя продается та же продукция нашего предприятия, свежая. Одна из причин, которую называют люди, - сомнения в качестве хлеба.
Интересная ситуация! Чтобы выяснить все досконально, я купила по буханке хлеба в том и другом магазине, но нечаянно сложила их в одну сумку, и когда дело дошло до трапезы, я не смогла различить, которая буханка социальная, а которая - общенародная. На вкус - одно и то же!
Ну что ж, мы пойдем другим путем! И мы послали нашего стажера Ольгу МОСТОВУЮ побеседовать с покупателями двух владхлебовских магазинов.
Ольга спрашивала, как люди относятся к предстоящему повышению цены на хлеб, какой выход из этой ситуации они нашли бы, кроме повышения цен, и почему они купили хлеб именно в этом магазине.
Увы, положение, противоречащее здравому смыслу, ничуть не прояснилось. Женщины и мужчины, молодые и пожилые, говорили, что к повышению цены относятся отрицательно, хотя другого выхода почти никто не предлагал. Вот, например, девушка 19 лет сказала: “К повышению цен я отношусь отрицательно. Не вижу другого выхода, кроме повышения”. Впрочем, было и другое предложение от Александры Георгиевны 67-ми лет: “Зарплаты им поуменьшать. За чей счет они обогащаются? За счет пенсионеров и прочих людей!” А вот послушаем С.В. Терещенко: “Средняя зарплата у нас - 4,5 тыс. руб. За первое полугодие уволилось 76 человек. 25% из них в заявлениях указали причину увольнения - низкая зарплата. При круглосуточной работе в горячем цехе - думаю, они правы”.
Впрочем, парадокс не в этом. А в том, что покупатели “Лакомки”, возмущающиеся повышением цены на один рубль, все-таки не шли в соседний магазин, чтобы уже сейчас сэкономить полтора рубля. И знаете, чем они это мотивировали? Не угадаете. Тем, что “Социальный магазин” далеко и неудобно расположен!
Напомню: оба магазина расположены в одном здании, в одном ряду, и расстояние между ними не больше ста метров.
Так может, крики “Ой, это какой-то кошмар” - просто привычка? И на самом деле цена хлеба покупателей не очень-то и волнует?
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото автора.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: