Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (1022) от 16 октября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Главный транспорт Владивостока

Ирина КОНОВАЛОВА

Владивостокский трамвай является одним из старейших в России и самым первым на востоке страны. Со дня выхода первого вагона на линию, в течение многих десятилетий он динамично развивался, обеспечивая надежную связь между районами города. В годы становления советской власти трамвай даже перевозил грузы, во время Великой Отечественной войны – топливо и продовольствие. В 1960-1990 годы трамвай осуществлял 60% городских перевозок.

Он ходил во все районы Владивостока, где располагались крупные промышленные предприятия, гарантируя рабочим доставку на смену без опозданий. Первый вагон выходил из депо в 5 часов 22 минуты. Трамваи ходили до часу ночи с интервалом в 2-3 минуты, перевозя в год до ста миллионов пассажиров.

В тех районах Владивостока, где не было трамвайного движения, в часы пик горожане испытывали давку в тесных и переполненных автобусах. Поэтому депутаты были озабочены развитием сети трамвайных дорог, как самого надежного и дешевого вида городского транспорта. Трамвайная сеть должна была продвинуться на улицу П. Лумумбы, на Снеговую, на мыс Чуркина (м. Голдобин-Окатовая), в район бухты Тихой.

Из года в год трамвайное хозяйство пополнялось новыми вагонами, расширялась сеть электрических станций, росли квалифицированные кадры, в трамвайно-троллейбусном управлении работали 1300 человек.

Традиции предприятия были заложены в тревожное время – в годы революции трамвайщики составляли активный отряд городского рабочего класса. Владивостокские транспортники первыми в СССР внедрили движение спаренных трамвайных вагонов, что позволило при сложном рельефе местности значительно увеличить перевозку пассажиров. В 1941-1945 годы они обеспечили надежную эксплуатацию транспорта и сохранили подвижной состав. Многие рабочие ушли сражаться на фронт, некоторые не вернулись… Слесарь трамвайного депо С. Г. Борисенко прославил свой коллектив, совершив подвиг и получив посмертно звание Героя Советского Союза.

В 1972 г. по итогам соцсоревнования предприятий коммунального хозяйства РСФСР коллектив занял третье место.

Многие работники за отличный труд получали государственные награды.


ГОРОД СТРОИТ ТРАМВАЙ

Трамвай был изобретен Федором Пироцким и испытан в Петербурге 22 августа 1880 г., но его движение на родине началось только с 1892 г. – в Киеве, в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринославе. В 1899 г. трамвай пошел по Москве, в 1907 г. был пущен в Петербурге.

Вопрос о создании электрической железной дороги во Владивостоке начал обсуждаться с января 1897 г. Разговоры на эту тему шли до 1901 г., когда появилось конкретное предложение об устройстве трамвая от торгового дома «Кромптон и Швабе».

Осуществлению проекта помешал разразившийся в 1901 г. всеобщий экономический кризис, а затем Русско-японская война. Только в 1906 г. Владивостокская дума приняла решение об устройстве трамвая.

28 июня 1908 г. при огромном стечении публики состоялась торжественная закладка трамвая.

На средства городского бюджета проложили рельсы от Луговой до улицы Петра Великого, и работы остановились. При проводке трамвайных путей пришлось рубить часть скалистой горы между Гайдамаком и Мальцевским оврагом.

На фоне не утихающих споров, какой вид транспорта предпочтительнее для Владивостока – трамвай или автомобиль, 22 марта 1911 г. городская дума заключила концессионный договор с крупным предпринимателем Х. Циммерманом и инженером А. Громадзским на достройку и эксплуатацию трамвая по узкой колее с правом его выкупа через пять лет.

В сентябре 1912 г. было закончено замощение трамвайной площадки на Вокзальной площади. Она была шириной в две сажени, здесь две пары рельсов сходились в одну, и движение трамваев в обратный путь регулировалось стрелкой. 22 сентября на пароходе были доставлены пять бельгийских вагончиков с не закрывающимися дверями.

9 октября 1912 г. около трех часов дня жена губернатора Гондатти перерезала ленточку на дверях депо. По городу двинулся первый трамвай, в котором разместились начальствующие лица с женами. Через несколько минут вышли еще два вагона. Трамваи до вечера бесплатно катали всех желающих.

Регулярная эксплуатация трамваев началась 27 октября. Вагоны имели по два мотора, вожатый на конечной остановке переходил на противоположную площадку и двигался в обратный путь. В вагоне было всего 24 сидячих места, трамваи были разделены на два класса – первый для чистой публики и второй для рабочих.

Первый маршрут был проложен от Луговой до вокзала длиной 5,5 верст с одиннадцатью остановками. За месяц трамвай приносил арендаторам до 12 тысяч рублей прибыли.

В 1913 г. концессионеры подали заявление о расширении трамвайного сообщения по кольцу, которое охватывало всю заселенную часть старого Владивостока, но городская власть решила в первую очередь вести трамвай на Первую Речку. Окончательный вариант проекта был утвержден в июле 1916 г. Общая длина нового пути составила 3,1 километра. Трамвайная дорога вошла в строй в 1917 г. К этому времени были приобретены еще семь новых трамваев.

В годы гражданской войны трамвайное хозяйство пришло в упадок, подвижной состав был разбит, пути изношены. В движении были лишь шесть полуисправных вагонов, из-за их нехватки первореченскую линию закрыли.


СТАЛЬНЫЕ АРТЕРИИ

В 1923 г. одноколейная линия с разъездами от Первой Речки была продолжена до 3-й Рабочей.

В 1934 г. трамвайные линии были перешиты на широкую колею. При этом участок пути на улице Ленинской был перенесен на Ивановскую, опасный участок на Океанском проспекте – во Врачебный переулок. Активное участие в реконструкции принимали коллективы учреждений города и военные моряки. Движение трамваев вновь открылось 5 сентября. В этом же году был построен новый трамвайный парк на Первой Речке.

В 1935 г. продолжились работы по устройству трамвайных дорог – была проложена вторая колея от Первой Речки до 3-й Рабочей. Для увеличения пассажиропотока на линию стали выходить сдвоенные трамваи.

С развитием Владивостока расширялась трамвайная сеть. В 1953 г. была проложена трамвайная линия протяженностью 2,5 километра, по которой 7 ноября трамвай пошел с Луговой на улицу Борисенко. Эта линия возводилась методом народной стройки: проектные организации на общественных началах в короткий срок подготовили документацию, предприятия города отправили на стройку лучших своих представителей, депутаты города устраивали субботники и воскресники.

В 1963 г. на линии «Вокзал-3-я Рабочая» вагоны довоенного выпуска были заменены на новые комфортабельные Рижского завода.

В 1967 г. вступила в эксплуатацию линия от улицы Борисенко до Сахалинской.

25 октября 1967 г. трамвай побежал по маршруту «Мингородок-Вокзал». Открытие пятого по счету трамвайного маршрута было приурочено к 45-й годовщине освобождения Владивостока от белогвардейцев и интервентов.

В 1981 г. трамвайщики получили новое депо на улице Борисенко.

В 1985 г. протяженность трамвайных путей во Владивостоке составляла 31,7 километров

16 февраля 1986 г. началось строительство линии между остановками «3-я Рабочая» и «Баляева», и 1 февраля 1991 г. она была введена в постоянную эксплуатацию, замкнув кольцо трамвайного движения на маршруте № 7 «Вокзал-Баляева».


СУДЬБА ТРАМВАЯ

Звенящий владивостокский трамвай – символ города, его неотъемлемая часть, верный спутник разных поколений и родной сердцу, в настоящее время находится в жесткой конкуренции с коммерческими автоперевозчиками. Сейчас остался единственный маршрут «Минный городок -Сахалинская», сокращенный в 2011 г. до стадиона на Школьной из-за прокладки труб Горводоканалом.

В прямом эфире радиостанции «Лемма» в сентябре 2011 г. было сообщено, что Владивосток и Калининград включены в федеральную программу по обновлению трамвайного парка, благодаря чему город получит деньги из федерального бюджета на покупку современных трамваев.

Жители Владивостока с надеждой ждут восстановления трамвайных дорог и новых скоростных трамваев!

Ирина КОНОВАЛОВА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100