Политика
Хамстыд: маски сброшены
Марина ЗАВАДСКАЯ
В Хамовническом суде (обычно его называют Хамсудом – и для краткости, и для … другого) вторую неделю идет процесс над девицами Pussy Riot, которые вроде как оскорбили…
Но лучше процитируем обвинительное заключение: они «приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви… незаконно проникли в огороженную часть Храма, предназначенную для совершения священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской Православной Церкви…
Не ограничившись проделанным осквернением, желая нанести еще более глубокие духовные раны православным христианам, разместившись на возвышенности перед иконостасом в алтарной части храма (солеи), предназначенной исключительно для духовенства Русской Православной Церкви, а также встав рядом на специальное место, предназначенное для чтения текста Священного Писания, произнесения церковных молитв и проповедей (амвон)…
Пренебрегая религиозными правилами поведения и, несмотря на попытки отвести их от священных и намоленных мест Храма, проявляя явное неуважение к культуре поведения в Храме, находясь в предалтарной части Храма, вульгарно, вызывающее, цинично перемещаясь по солее и амвону, вход на которые посетителям строго воспрещен, в течение примерно 1 минуты по мотивам религиозной ненависти и вражды выкрикивали, скандируя бранные фразы и слова, оскорбляющие верующих, а также прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам».
Ну, положим, они не специально такую одежду приобрели, они и раньше в ней выступали, «панк-молебен» – далеко не первое их выступление.
«Осквернение церкви» произошло в феврале, вскорости трое из пяти пусек оказались в СИЗО, и все время до суда в обществе шло обсуждение события. Обсуждалось по-разному. Некоторые особо рьяные православные (особенно из неофитов) яростно проклинали пусек и говорили: а попробовали бы они то же самое проделать в мечети или синагоге!
Хотя, если главное в их песне – «Богородица, Дево, Путина прогони!», то при чем здесь мечеть и синагога? Станислав Ежи Лец, правда, говорил: «Обращайся всегда к чужим богам: они выслушают тебя вне очереди». Но в случае с Pussy Riot обращение было по адресу: Путин – вроде как православный, так что в православной церкви надо молиться.
Все время, пока Pussy Riot сидели в СИЗО, все страсти были вокруг да около. Наконец начался суд…
Причем вначале пообещали даже интернет-трансляцию из зала суда! Чтоб, дескать, никаких кривотолков, у нас все честно… Опять же, чтоб другим неповадно было – наглядно…
И сначала трансляция шла. Сторона обвинения, правда, хотела процесс сделать закрытым, но не прошло. Впрочем, и трансляция прекратилась: свидетели выступают! Нельзя! Нельзя, чтобы еще не выступавшие свидетели прочли ответы выступивших и скорректировали свои… В общем, правильно. Ну что же: осталась твиттер-трансляция. Не с прямой речью, а с пересказами. «Новая газета» стала публиковать отчеты о суде – каждый день, по каждому заседанию.
И вот тут заговорили специалисты.
Сначала сказали свое слово юристы:
«Хулиганские действия – это поведение, недопустимое в любом общественном месте: на улице, в парке, в театре, это ущемление прав всех людей, выражение неуважения ко всем без исключения, независимо от их взглядов, убеждений, привязанностей.
«Оскорбление чувств верующих» ущемляет права не всех, а только отдельной группы людей, тех, кто исповедует определенную религию. Посягая на чувства верующих, виновный ведет себя недопустимым образом в отношении этой и только этой группы граждан.
Следствие обвиняет их не в посягательстве на общегосударственный порядок и общественную безопасность, а в нарушении правил и традиций православной церкви. Их поведение не противоречит общегосударственному порядку, не подрывает общественную безопасность: действие тех предписаний и запретов, которые они нарушили, распространяется только на территорию православного храма. Если бы они совершили то же самое вне церкви, их невозможно было бы в чем-либо обвинить: следствие не указывает на нарушение ими каких-либо иных правил, кроме церковных».
Это Открытое письмо подписали многие адвокаты и просто юристы, и тем самым подтвердили то, о чем еще раньше говорила общественность: не подпадает деяние пусек под Уголовный кодекс, а только под административный. Так что сидели пуськи зря: максимум, что им полагалось, это 15 суток.
Затем выступили с Открытым письмом ученые-криминологи: «Мы намеренно дистанцируемся от морально-этических оценок происшедшего в Храме Христа Спасителя, поскольку это неправовой вопрос. Кому-то из нас поступок покажется глупым, кому-то – вульгарным, для кого-то это будет верхом кощунства, кто-то даст иные оценки происшедшему.
Но ни за глупость, ни за вульгарность, ни за кощунство сами по себе уголовная ответственность наступить не может; она может – следуя простой максиме nullum crimen sine lege – последовать лишь за деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. И как бы мы лично не оценивали совершённое, мы не должны позволить нашим личным пристрастиям заместить закон…
Совершенно очевидно, что в действиях обвиняемых нет состава преступления. Это может быть аморальный проступок, административное правонарушение, но не преступление. Осуждая их, в очередной раз осуждается уголовный закон и вся система правосудия в нашей стране».
Отверзли уста и мусульмане. Возможно, им просто надоели возгласы: «а вот если бы они в мечети…» Между прочим, эти возгласы можно расценить как оскорбление чувств верующих мусульман и возбуждение к ним ненависти: такие, типа, они кровожадные, что пуськи живыми бы не ушли. Ушли бы, говорит имам, мы руководствуемся Сунной пророка…
Тем более что в Турции, вполне себе мусульманской, произошло событие: украинские Femen явились в мечеть, тряся, грубо говоря, сиськами (то есть обнажившись по пояс, как у них принято) – и ничего, не растерзали, просто вывели вон и запретили на год въезжать в Турцию.
Путин в Лондоне привел другой аргумент: вот если бы они в Израиле такое сделали, там есть, типа, крепкие ребята… Тут же последовал ответ от «крепких ребят»: «Спешу разочаровать господина Путина. Я думаю, что он думает неправильно. Я думаю, что, если бы:
1. Местные девушки решили покривляться бы в синагоге, то да, – поднялся бы страшный визг, гвалт и крики; барышень выбросили бы на улицу и, наверное, тут же бы о них забыли. Назавтра в каком-нибудь местном информационном листке появилась бы заметка о вопиющем поступке, а послезавтра бы в другом информационном листке сказали бы, что иудаизм устарел, нуждается в реформации и отделении от государства. Через два дня все бы говорили уже о химическом оружии Асада.
И, кстати, женщины в молельный зал синагоги и не ворвались бы. Увы, «спасибо, Господи, что ты не создал меня гоем, женщиной или рабом» – их туда бы просто не впустили.
2. Не местные женщины (сценарий господина Путина) в синагоге.
Не пустили бы. А если бы и ворвались, то см. пункт 1.
Скорее всего, в вечерние передачи был бы приглашен министр туризма, который попросил бы иностранных туристов пить побольше воды.
Так что, уважаемый господин Путин, не надо ля-ля: ничего бы с вашими повышенновозбудимыми женщинами в Израиле не случилось бы. То есть вообще ничего. Понимаете? И вот только не надо, в качестве оправданий, приводить в пример страну, которая это уродство пытается в течение всей своей истории превратить в приемлемую гримасу» (gibor).
А что же наш замечательный Хамсуд? Ну, Хамсуд – это такой Хамсуд… Судья Марина Сырова, считаем, нарушила Уголовно-процессуальный кодекс в таком объеме, что…
Показали, называется, всему миру «приемлемую гримасу». Тут и собака в зале суда («это не животное, это спецсредство. И он при исполнении!»), и затягивание заседания до ночи, и запрет пускать в суд свидетелей защиты…
Желающие подробностей – читайте в «Новой» трансляцию. Обвиняемая Мария Алехина на суде сказала:
«Наша группа была создана в октябре 2011 года, когда Владимир Путин решил снова стать президентом. Стать, а не избраться.
У нас открытая группа, участником может стать каждый. Все придерживаются разных взглядов, но мы сходимся в одном – мы не приемлем авторитаризм и верховенство власти Владимира Путина. Любое высказывание имеет форму.
Панк-группа предполагает неожиданность выступлений, бедность языка как самоиронию… Балаклава – это не бандитская маска, это образ, политика, как и яркие цвета наших платьев. Большая разница между критикой и ненавистью. Критика необходима.
Но протест не равен насилию. И мы не хотели противостоять злу насилием. Мы очень сильно желали быть правильно понятыми. Но форма панк-молебна оказалась неприемлема для части людей. И я признаю, что это этический проступок.
Мы не предполагали ни того, что наше выступление травмирует кого-то, ни уголовного преследования. РПЦ монополизировало высказывания о Боге… Но я хочу знать – где моя ненависть? Ни один из потерпевших не указал, что я была агрессивна. А Виноградов даже описал меня как «унылую».
Я признаю, что совершила этический проступок. Но вы хотите, чтобы я признала себя в уголовном преступлении по мотивам ненависти! А ненависти нет и не было. Жалко, что вы этого до сих пор не поняли».
И напоследок – посмеяться.
Общество защиты прав потребителей в том же Хамсуде судилось с религиозной организацией «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви»: в церкви свечки, иконы и прочие предметы религиозного назначения продают, а где ценники?
Ну, проиграли они. Но зато получили интересные документы: «Из документов, полученных Обществом защиты прав потребителей (ОЗПП) в ходе рассмотрения Хамовническим районным судом города Москвы иска к Религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви» следует, что скандальное выступление Pussy Riot происходило на той части храма, которая официально никогда не передавалась РПЦ МП, а находится в собственности города Москвы.
Музыкальный коллектив Pussy Riot исполнил свой хит «Богородица, Путина прогони» в общественном месте, в помещении, принадлежащем городу Москве, оперативное управление которым осуществляет светский Фонд Храма Христа Спасителя.
Религиозная организация Подворье Патриарха Московского и Всея Руси юридически оформленных прав на проведение религиозных обрядов или использование данного помещения в собственных целях не имеет.
Кроме того, в день выступления Pussy Riot в данном помещении церковные службы не проводились, оно было открыто для всех посетителей, включая туристов, как многие другие общественные места Москвы: музеи, выставки, вернисажи.
Очевидно, что граждане РФ, налогоплательщики, на деньги которых содержится объект муниципальной собственности – воссозданный архитектурный памятник Храм Христа Спасителя, имеют право на посещение столовой, химчистки, автомоек, автосервисов, офисов коммерческих фирм, торговых и других объектов, находящихся в здании данного бизнес-центра. Законодательство РФ не запрещает исполнение песен в общественных местах. Запрет, основанный на правилах и традициях православной церкви, не может распространяться на объекты, не находящиеся в ведении РПЦ МП».
Кстати, а православных верующих не оскорбляет, что религиозные обряды проводятся в церкви, которая, строго говоря, церковью не является, поскольку Церкви не принадлежит и не имеет юридически оформленных прав на проведение религиозных обрядов?
Еще одна хохма – экспертиза.
«В Хамовническом суде Москвы в ходе исследования письменных доказательств по делу Pussy Riot судья огласила заключения психолого-психиатрических экспертиз, проведенных в отношении участниц группы. Они свидетельствуют о том, что обвиняемые не страдали психическим расстройством и были вменяемы во время акции в храме Христа Спасителя, однако страдают «смешанным расстройством личности», сообщает «Интерфакс».
В отношении Надежды Толоконниковой судмедэксперты указали, что у нее «есть смешанное расстройство личности в виде активной жизненной позиции, стремления к самореализации». По их данным, Толоконникова уверена в себе и имеет склонность категорично выражать свое мнение». Ну и у остальных примерно то же самое…
А вот что по этому поводу пишет Максим Авербух:
«Вы ведь не сомневаетесь в том, что у Путина – активная жизненная позиция?
И что он проявляет упорство в отстаивании собственного мнения?
И что он стремится к самореализации?
Вывод судебных психологов: смешанное расстройство психики».
Граждане, давайте верить нашим психологам!
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото агентства "Рейтерс"
Pussy Riot 2012
Богородица, Дево, Путина прогони!
Путина прогони, Путина прогони
Черная ряса, золотые погоны
Все прихожане ползут на поклоны
Призрак свободы на небесах
Отправлен в Сибирь в кандалах
Глава КГБ, их главный святой
Ведет протестующих в СИЗО под конвой
Чтобы Святейшего не оскорбить
Женщинам нужно рожать и любить
Богородица, Дево, стань феминисткой
Стань феминисткой, феминисткой стань
Церковная хвала прогнивших вождей
Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок – принеси ему денег!
Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов
На протестах с нами Мария Приснодева!
Богородица, Дево, Путина прогони.
Путина прогони, Путина прогони.
Другие статьи номера в рубрике Политика: