Экономика
Пушкарев и трамвай
Андрей Островский, «Новая газета во Владивостоке», фото: transphoto.ru
Есть старый этнографический принцип, объясняющий возникновение примет: последние появляются благодаря внимательному наблюдению за периодичностью и особенностями тех или иных природных явлений. Не берусь утверждать, насколько законы природы тождественны законам политическим, однако, думаю, механизм появления примет и там, и тут вполне соотносим.
Коль скоро так, то, похоже, мы присутствуем при зарождении очередной приметы: как только наш улыбчивый мэр начинает что-то бурно и радостно обещать – пиши пропало.
Наверное, будет слишком смело сказать, что о провале своих планов и обещаний он знает заранее, но получается у него строго по Черномырдину: хотел как лучше, а вышло как всегда. И смех, как говорится, и грех, хотя над отдельными «шуточками» смеяться бы вовсе не хотелось.
Я уж не говорю о его недавнем обещании устроить массовые прогулки по мосту: тут над Пушкаревым просто, по традиции, ржал весь город, в очередной раз убедившись в его невладении ситуацией.
Куда более грустным оказалось зубоскальство насчет полусотни детских садов; это, правда, тема для отдельного большого разговора, в котором стоит проанализировать фактическую ликвидацию специальных и уплотнение обычных групп, строительство садов за счет федералов (Снеговая Падь), к чему мэр по определению отношения не имеет, хотя на открытии красуется, и так далее…
Но буквально на днях наш улыбчивый мэр рассыпался в очередной порции обещаний, очень точно привязанных адресно, а потому несложных для отслеживания. И, соответственно, дающих возможность проверить примету; тут ведь – см. выше теорию – важно накопление безукоризненной статистики.
Так вот Игорь Пушкарев заявил, что, фигурально выражаясь, поборол всех коварных врагов (очень хотелось бы знать их поименно) и теперь трамвай на улице Борисенко – от улицы Сахалинской до улицы Спортивной – непременно будет восстановлен.
Вот так! Строго и беспощадно! И никак иначе!
Ну что ж, как говорится, бог в помощь и флаг в руки.
Однако уже сложившаяся привычка не верить обещаниям мэра заставила обратиться к истории вопроса. Она, как выяснилось, проста до срамоты. В течение всего 2011 года почти вдоль всей улицы Борисенко шло (естественно, согласованное с мэрией) строительство нового напорного коллектора, который должен стать важной составной частью давней мечты владивостокцев – южного планировочного сектора очистных сооружений города. Шел коллектор – если не на всем участке, то на большей его части – в аккурат под трамвайными путями.
В ноябре строители завершили работу и ушли с объекта, тщательно присыпав и укатав щебенкой ров длиной в несколько километров.
По идее тогда же и можно было приступать к восстановлению трамвайных путей. Однако объявлять о начале этого радостного этапа мэр почему-то не спешил. Вероятно, в тот момент он еще помнил о том, что существуют такие неприятные, но, к сожалению, обязательные вещи, как СНиПы (строительные нормы и правила). Последние однозначно и категорически запрещают прокладку трамвайных путей над любыми трубопроводами. Поперек (когда водовод пронзает грунт под путями) еще можно, а вот вдоль – ну никак.
Поскольку я убежден, что мэр у нас не идиот, то полагаю, что знал он об этом (иначе зачем содержать такую чиновничью армию?) и тогда, когда подписывал согласование на строительство коллектора. Т.е. о том, что трамвай пустить по прежнему маршруту в том же месте уже не удастся, в «Сером доме» знали изначально.
Нет, можно, конечно, и шпалы положить, и рельсы сшить, только вот трамвай по ним не поедет – никакой надзирающий орган (Ростехнадзор, Ространснадзор) этого попросту не позволит.
Переносить пути? А куда? Заужать бутылочное горлышко улицы Борисенко, где и без того в часы пик половина Первомайки стоит колом? Или прокладывать пути по домам?
В мэрии прекрасно знали заранее: трамвай здесь больше не поедет. Более того, за год до «коллекторной» истории, 23 марта 2010 года, администрация Владивостока вполне официально разместила на не менее официальном сайте (http://goszakaz.primorsky.ru/public.cms/default.aspx?eid=1687693) – цитирую дословно:
«Извещение № 5-оа о проведении открытого аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации (стадия П) по объекту «Реконструкция узла улично-дорожной сети, состоящего из ул. Фадеева, ул. Борисенко, ул. Спортивной».
Цена проектных работ была выставлена вполне адекватно: 9,5 миллиона рублей. Уверенную победу в конкурсе одержало ООО «Мосгорпроект», и вскоре в соответствии с контрактом мастерская № 5 этой организации представила заказанный проект в мэрию.
Добавим, что в техзадании, разработанном в мэрии, указывалось, что и на улице Фадеева, и на улице Борисенко должно стать по четыре полосы движения. Вполне резонно, а иначе зачем огород-то городить? Но и этого мало. В том же разработанном в мэрии техзадании черным по белому написано: «демонтаж трамвайных путей» (это к вопросу о «врагах», доблестно побежденных Пушкаревым).
Не будучи специалистом, я не возьмусь оценивать качество подготовленного москвичами проекта. Но полагаю, документация, разработанная почти за 10 миллионов наших бюджетных денежек, вполне отвечала основным требованиям дня. Свидетельство тому – традиционно фанфарный пресс-релиз, выпущенный мэрией 27 июля того же 2010 года. Процитируем и этот документ: «Проект реконструкции узла дорожной сети, состоящей из улиц Борисенко – Фадеева – Спортивная, обсудили вчера на совещании под руководством главы города Игоря Пушкарева.
По заданию главы краевого центра в целях оптимизации дорожного движения в городе администрацией Владивостока заказан проект развязки улиц Борисенко – Фадеева – Спортивная. В настоящий момент компанией-разработчиком проведены геодезические изыскания и экологические исследования, а также подсчет интенсивности движения на данном участке. Общая протяженность участка реконструкции – более 7 км.
На предварительном этапе планировки рассматривается строительство от двух до четырех дополнительных полос движения, шести надземных пешеходных переходов, устройство парковок и тротуаров, проектирование и строительство сетей ливневой канализации, освещения.
Кроме того, в одном из трех представленных на обсуждение проектов реконструкции рассматривалась возможность демонтажа трамвайных рельсов на протяжении от улицы Борисенко до площади Луговой.
Конечно, вариант отказаться от трамвая на данном участке в пользу нескольких полос движения достаточно спорный и непростой, но специалисты также рассматривают его в качестве возможного решения. «Основная наша задача – оптимизировать дорожное движение, уйти от пересекающихся потоков, обеспечить долговечность будущей магистрали и ее эффективность на ближайшую перспективу», – подчеркнул глава города Игорь Пушкарев».
…Ну, то, что без личной инициативы Игоря Сергеевича во Владивостоке и кошки не родят, это мы знаем уже четыре года. Так же как и высоко ценим умение формулировать округлые фразы, из которых толком непонятно: так будет трамвай или ему пришел, извините, полный «капец»?
Впрочем, в тот момент до подписания Пушкаревым «коллекторного» проекта, ставящего на трамвае крест, еще оставалось несколько месяцев. Хотя миллионы в Москву уже улетели.
По большому счету, ничего загадочного в этой истории, кроме традиционных политических спекуляций, нет. Однако народная мудрость давно уже чеканно сформулировала, что очень трудно (а честно сказать, вообще невозможно) и рыбку съесть, и на дерево вскарабкаться, и юбку, извините, ни разу при этом не измять.
Т.е., с одной стороны, заказывать проект реконструкции дорожной сети с добавлением двух-четырех полос к уже действующим, а также благословлять строительство коллектора, а с другой – обещать «трамвайному» коллективу, что никто, дескать, ваши рабочие места сокращать не собирается – как-то все это, на мой взгляд, несколько, знаете ли, не комильфо.
Или надо быть для этого очень уж прожженным и циничным политиком. Существует, впрочем, хоть и конспирологическая, но весьма убедительная версия, объясняющая, почему в подобных ситуациях мэр говорит одно, думает другое, а делает третье.
Скоро выборы: сначала – депутатов думы города, затем – главы администрации. А перед выборами, несмотря на заветы Козьмы Пруткова, очень хочется объять необъятное.
С одной стороны, в городе множество автомобилистов, которые, стоя в бесконечных пробках, совершенно искренне и беззаветно костерят городскую власть. Расшить пробки, расширить дороги, и, так или иначе, они скажут спасибо. С другой стороны, на Луговой и Спортивной самые дешевые в городе продуктовый и вещевой рынки, куда экономные пенсионеры по привычке добираются на дешевом трамвае. Пообещать им «добряк», а заодно и посулить выживаемость трамвайному депо – тоже немаловажно.
При этом нельзя забывать и ключевую арифметику. Из автомобилистов – активной части городского населения, как показывает практика, на выборы придет процентов 30 (сколько там в последний раз за Пушкарева голосовало?). А вот пенсионеры придут по обыкновению стройными колоннами.
Выход из ситуации представляется очевидным. Никто ведь не будет спорить, что политика – штука двуликая? Вот и здесь выручит театральная эмблема: две маски – веселая и печальная.
В адрес автомобилистов – лучезарная улыбка: администрация города (читай – мэр) не покладая рук строит для вас новые дороги. (Заметим в скобках, что если ситуация будет развиваться так, как она развивается сегодня, то городской бюджет на реконструкцию упомянутых улиц, скорее всего, не потратит ни копейки).
В адрес пенсионеров и трамвайщиков – трагический взгляд: вы видите, я бился, как лев, я делал все, что мог, чтобы сохранить старый добрый трамвай, но подлые враги (обстоятельства, погода, природа, бог, черт, дьявол – выбирайте на вкус) оказались сильнее; приходится смириться с этой ужасной несправедливостью.
А что удивительного? Прогиб спины в две стороны сразу, как и двуличие, прием старый и надежный.
…Недавно коллеги с ПТР (Приморского телевидения и радио) попросили в очередном выпуске программы «Абзац» попробовать ответить на вопрос: возможно ли повторение Крымска во Владивостоке?
Ответил, как считаю, единственно верным: возможно. Не в прямом смысле, конечно. Крымск ведь успел уже стать явлением нарицательным и означает прежде всего неэффективность власти.
Напомню, что работы по прокладке коллектора полностью завершены в ноябре прошлого года. На календаре скоро август. Так вот: все это время для того, чтобы приступить к реконструкции означенного узла улично-дорожной сети (или для восстановления трамвайных путей – тут уж кто во что больше верит), абсолютно бездарно упущено.
А что касается примет, о которых мы говорили в самом начале, то тут все понятно и, похоже, без вариантов.
Андрей Островский, «Новая газета во Владивостоке», фото: transphoto.ru
Другие статьи номера в рубрике Экономика: