Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 46 (1026) от 13 ноября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Новости

На Таганке – премьера

Наталья ФОНИНА

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ
Тридцатого октября на сцене театра Содружества актеров на Таганке состоялась еще одна премьера. Спектакль «Арена жизни» поставлен по произведениям Салтыкова-Щедрина.

Автор сценария и режисер спектакля – народный артист России Николай Губенко – объединил в своей постановке персонажей из нескольких произведений великого классика. По замыслу режиссера, персонажи Салтыкова-Щедрина живут в условиях современной России с ее протестами.

За основу взято произведение Салтыкова-Щедрина «В больнице для умалишенных». Но обитатели этого закрытого заведения – бывшие «слуги народа», некогда облеченные властью. В этом заведении существует даже верхняя и нижняя палата. Там правит Доктор – великий маг, творец иллюзий.

Наблюдая за тем, что происходит на сцене, зритель понимает, что всё это реальность настоящего дня. Спектакль получился острополитичный, в духе многих постановок театра Содружества актеров на Таганке.


Через тернии к звездам

Судьба Таганки никогда не была легкой. Театр всегда оставался в опозиции по отношению к власти. В советское время постоянный конфликт окончился долгими годами отлучения режиссера Юрия Любимова от театра и страны. Любимов уехал за границу, не поддавшись давлению власти. Вдалеке от России он жил долгие пять лет.

В начале перестройки Любимов возвратился на родину, где все происходило не так, как мечталось. Чтобы возродить театр, потребовалось немало сил. В итоге, в свет вышли запрещенные спектакли «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов».

Потом наступили сложные для театра годы. Произошел раскол. Часть труппы отделилась, объединившись в театр Содружества актеров Таганки. Но сломить творческий дух театра на Таганке еще никому не удалось, даже власти.

Вот и на этот раз спектакль будто шагал в ногу со временем и политическими настроениями.


Арена, на которой живем...

Писатель из провинции попадает в больницу как лицо «политически неблагонадёжное». Постояльцы психиатрической клиники называют его Оппозиционером. Доктор запрещает ему читать, писать и думать. Как лучшее средство от напряженности мысли предлагает увеселительное телевидение, большой выбор еды и спиртных напитков.

Каждый день Верхняя и Нижняя палаты занимаются макулатурной работой, издавая большое количество постановлений, создавая видимость работы. Время действия спектакля охватывает постсоветскую и современную Россию.

Постояльцы психиатрической клиники увлечены идеей-фикс – как придумать проект получше, чтобы поделить доход от него. Они думают о том, как поесть посытнее. Им чужды какие-то новаторские мысли, а кроме того, что они будут есть на завтрак, обед и ужин, их ничего не волнует.

Для того чтобы выполнять эти свои функции, им не нужно много знать, а просто повиноваться Доктору, который всё решает за них. Каждый из них – винтик в большом механизме, но такой, от которого никакой пользы нет.

Какой-то странный тип, спускаясь по канату из Верхней палаты, сообщает, что принят новый проект. В Нижней палате начинается голосование. Но никакого обсуждения. Всё будет так, как решит Доктор.

Единственное, что задевает за живое каждого из них, какую пользу он может извлечь из этого проекта. При решении этого «актуального» вопроса написанный на бумаге проект чуть ли не рвут на части. В одном из фрагментов спектакля между прозаседавшимися из психиатрической клиники случилась драка. Кто-то плеснул из стакана водой в лицо своему оппоненту.


В государстве, как в цирке...

И вот Доктор заговорил о гласности. Управляющий психиатрической клиникой, которого назначил Доктор, разрешает выражать свое мнение. Но только при условии беспрекословного подчинения Доктору.

Иначе посягнувших на его персону успокоят Массовики-затейники. Как оказалось эти Массовики-затейники работают в ФСБ и с ними шутки плохи. Они способствуют тому, чтобы в Верхней и Нижней палатах все решения принимались единогласно.

В спектакле коснулись темы выборов. В итоге на сцену выпорхнули птицы, и под медленную музыку постояльцы больницы для умалишенных вместе в Доктором изображали релакс.

В клинике для умалишенных правит Доктор, который всё видит, всё слышит, всем управляет, появляется из-под земли и исчезает, как дым. Он «обустроил» жизнь в Заведении (читай: в государстве), как в цирке. Здесь всё запрограммировано и совершается подобно отрепетированному аттракциону с дрессированными животными – по щелчку хлыста.


Протестный писатель – в изгоях...

Всё бы хорошо, но не давал покоя оппозиционный писатель, который постоянно все критиковал. Доктор говорил, что немного бунтов его пиару не помешает.

Но протестный Писатель не вписывался в его замыслы. Не нравился он и остальным, потому что мешал спокойно пить, есть, стряпать проекты и делить евро.

И с Писателем решили расправиться. Доктор пробует на нем обряд, который принято проводить в обществе масонов. Писателя облачили в покрывало, и каждый вонзал в него кинжалы. При этом все говорили то, что якобы думали.

Фсбшники, вонзая кинжалы прямо в голову Писателю, плакали навзрыд, но при этом говорили, что тот сам виноват и его участь предрешена. Но Писатель выдержал столь суровый масонский обряд и остался жив.

На этой позитивной ноте окончился спектакль. Писатель-оппозиционер обращается к зрителям со словами о том, что хотя много пришлось пережить многострадальной России, но всё же мы живем не для того, чтобы есть и пить, а для того,чтобы думать и бороться.


И актеры, и циркачи...

Спектакль отличался великолепной режиссурой. Безусловно, такого прочтения Салтыкова-Щедрина никто из зрителей не ожидал. Кто-то, видимо из тех, кто надеялся на проведение легкого отдыха в театре, покинул зрительный зал. Но таких оказалось мало. В основном публика с интересом следила за тем, что происходило на сцене и постоянно рукоплескала очередной остроумной фразе.

В ходе спектакля периодически включались экраны телевизоров, установленных по бокам сцены. С экрана телевизора мягким успокаивающим голосом говорил Доктор. Он говорил, как всё хорошо устроено в их клинике для умалишенных.

Периодически на мониторе появлялись клипы, в которых мельтешили обнаженные тела. Режиссер спектакля Николай Губенко показал явления, происходящие в обществе во всей их многогранности.

Коснулся, в том числе, преобразований, происходящих на телевидении и в других СМИ, которые порою становятся «подкаблучными» структурами власти.

Декорации спектакля также необычны, как и сам режиссерский замысел. Действие происходит на арене цирка. Иллюзионисты, жонглеры, клоуны появляются на этой арене. Исполняя сложные цирковые трюки, они играют роль постояльцев клиники для душевнобольных.

Каждый из них прообраз какой-либо политической фигуры или героев из произведений Салтыкова-Щедрина. Труппа театра овладела сложными трюками, чтобы облечь в зрелищную форму содержание постановки. В ней гениальным языком Салтыкова-Щедрина описаны реалии сегодняшнего дня...

Наталья ФОНИНА


Другие статьи номера в рубрике Новости:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100