После длительной стагнации интерес к козоводству начал расти. Хабаровские аграрии получили первые гранты на закупку поголовья коз и строительство ферм. В Подмосковье планируют построить племенной генетический центр по разведению мелкого рогатого скота. А в Минсельхозе разрабатывают стратегию развития овцеводства и козоводства.
Текст: Яна Власова

Рацион без сена

Отрасль козоводства является нишевой и достаточно рентабельной. Особенно если найти стабильные рынки сбыта. Но заниматься ею не так просто, как может показаться на первый взгляд. В том числе из-за особенностей кормления, ряда опасных заболеваний и широкого разброса реальных удоев.

– Взять хотя бы зааненскую породу коз – одну из самых распространенных в России. В сутки представительницы этой породы могут дать как три, так и девять литров молока. Но средний показатель – четыре литра. Многое зависит от состояния животных и внешних факторов, – констатирует в беседе с корреспондентом газеты «Ветеринария и жизнь» Владислава Смагина, младший научный сотрудник Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства.

По ее словам, важную роль в продуктивности коз любых пород играет рацион. Корма должны быть разнообразными, а силос – только высшего качества: слишком высок риск развития листериоза. Зерновые желательно предлагать в виде плющеного зерна, а от сухого жома в гранулированной форме придется отказаться полностью, так как есть риск удушья. Минеральный корм и кормовая соль должны находиться в свободном доступе. Соблюсти эти условия – значит снизить риск развития заболеваний и повысить средние удои. Но формировать кормовой стол нужно, учитывая породу:

– Я привела усредненные правила. Но есть физиологические особенности, характерные для разных пород. К примеру, в рационе той же зааненской козы должна присутствовать «дробленка». А представители породы мурсия-гранада, выведенной в засушливом регионе, отлично переваривают жесткие корма. Так что для них вовсе не обязательно дробить зерно, даже если речь идет о кукурузе. Что касается сена, то испанские породы коз изначально его никогда не употребляли в пищу. И в условиях России его тоже давать нецелесообразно – в первую очередь с финансовой точки зрения, – поясняет Владислава Смагина.

Коза тоже болеет артритом

Но не только ошибки в рационе могут повлиять на результаты козоводческого бизнеса. Владислава Смагина обращает внимание на опасность лентивирусных инфекций, таких как артрит-энцефалит коз. Он приводит к поражению суставов, молочных желез, легких и центральной нервной системы животных.

– Инкубационный период может быть очень длинным. Экономический ущерб складывается из выбраковки клинически больных животных и носителей вируса, снижения молочной продуктивности, а также затрат на проведение лабораторных исследований и профилактических мероприятий, – поясняет эксперт. – Чаще всего болезнь поражает молодняк в возрасте 1–5 месяцев, при этом основной путь передачи инфекции между животными связан с потреблением инфицированного молозива и молока козлятами. Еще один путь – прямой контакт с инфицированными животными при их скученном содержании. Кроме того, распространению инфекции способствует транспортировка больных животных на ранее благополучные территории.

Важно понимать, что лентивирусные инфекции представляют серьезную угрозу для российского козоводства и даже овцеводства. Проблема в том, что ветеринарные службы могут рекомендовать хозяйству, в котором было выявлено заболевание, уничтожить серопозитивных животных (с системным заболеванием, поражающим суставы и внутренние органы. – Прим. ред.). Однако это не прописано на законодательном уровне. И по большому счету любое хозяйство может сохранить поголовье инфицированных коз, ставя под угрозу не только свой, но и чужой бизнес.

Еще одной проблемой, на которой акцентирует внимание Владислава Смагина, – оспа овец и оспа коз. Речь идет об остропротекающей контагиозной болезни, признаками которой являются образования специфической папулезно-пустулезной сыпи на коже и слизистых оболочках. В прошлом году в Московской области произошла вспышка заболевания. По словам эксперта, до сих пор не определены точные причины. Но наиболее вероятная версия – использование инфицированных кормов и завоз в область больных животных.

Для предупреждения заболевания нужно не дать вирусу распространиться за пределы эпизоотического очага. Для этого больных животных следует изолировать, а еще лучше – уничтожить. Павших особей необходимо сжечь. Если же в неблагополучном пункте все еще остались здоровые козы и овцы, их нужно вакцинировать, напоминает эксперт.

Козы-иностранки

– Многие мои коллеги ругают ветеринаров за требования, которые предъявляют к козоводам, в том числе желающим представлять своих животных на специализированных выставках. Но наша позиция такова: контроль этих животных чрезвычайно важен! – утверждает Юлия Яблоновская, управляющая КФХ «Семкино подворье» (Тульская область).

В ее хозяйстве выращивают коз нубийской породы: они дают высококачественное молоко, которое очень ценят сыровары. Но козы эти по сути – иностранки: в «Семкино подворье» они были завезены из США.

Фактическая история хозяйства началась в 2015 году с ознакомительной поездки семьи Яблоновских за океан на одну из местных животноводческих ферм.

– Мы с огромным интересом наблюдали за обитателями фермы, а также за ее устройством и организацией работы. Выбор сделали быстро: первая партия состояла из четырнадцати козочек и двух козликов. Разумеется, в Россию мы вернулись без животных: их поставили на обязательный карантин. После чего отправили рейсом из Майами с пересадкой в Германии, – рассказывает Юлия Яблоновская.

По словам собеседницы «ВиЖ», плюс покупки коз за рубежом – прозрачность в определении состояния здоровья животных. Перед отправкой в Россию козы проходят карантин, в рамках которого их проверяют на всевозможные заболевания. В нашей стране животных карантинируют повторно и проводят анализы.

– Да, это довольно затратные процессы, зато мы уверены в том, что приобретенное поголовье абсолютно здорово, – говорит Юлия Яблоновская.

Первые окоты в хозяйстве произошли в апреле-мае 2016 года и удачно. Козлята родились здоровыми и чувствовали себя прекрасно. Очень скоро их разобрали желающие заниматься козоводством. Козлята поехали в Волгоградскую, Костромскую, Ивановскую, Омскую области, а также в Подмосковье.

– Чтобы больные животные не «циркулировали» из региона в регион, представляя опасность для других хозяйств, важно соблюдать все ветеринарные требования. Это касается не только поставок молодняка, но и участия в выставках, – поясняет Юлия Яблоновская. – Важно понимать: сгоняя в одно место сотню голов скота, мы повышаем риск их возможного инфицирования различными возбудителями. Так что в этой ситуации «Семкино подворье» полностью находится на стороне ветслужб. Мы проводим исследования на весь спектр актуальных болезней и рассчитываем на то, что наши коллеги поступают так же.