Начинать тепличный бизнес стоит с составления инвестиционного проекта. Для этого необходимо определить рентабельность выращивания определённой культуры и найти надёжные рынки сбыта. Рентабельность – это соотношение затрат к полученной прибыли.
О рынках сбыта важно договориться ещё до начала посадок. Обращайте внимание на крупные торговые сети и только потом на розницу. Если удалось наладить сотрудничество с оптовиками – реальная выгода выращивать помидоры, которые хранятся относительно долгое время. Напрямую с розницей выгодно торговать зеленью: укропом, петрушкой, сельдереем или салатом. Из теплиц они хорошо берут редиску, клубнику и рассаду (по весеннему времени). Прямые договоры можно заключать с владельцами точек питания, особенно ресторанов.
Выбор культур для выращивания может меняться в зависимости от спроса, стоимости, возможностей транспортировки и хранения, других факторов. Если говорить без привязки к конкретным условиям, то в вопросах выгоды выращивания в теплице можно составить примерно следующий список:
Цветы. Самый рентабельный бизнес. Затраты окупаются в течение года. К недостаткам можно отнести волнообразный спрос, сложности транспортировки и необходимость быстрой реализации. Также нужно учитывать высокую конкуренцию с продавцами из южных регионов.
Зелень. Мало уступает по выгоде цветам. Неприхотлива в условиях выращивания. Возможна плотная посадка, в том числе – ярусами. Быстро достигает спелости. За год можно выращивать до десятка урожаев.
Пекинская капуста и другие овощи быстрого роста. Хранятся хорошо, не требуют особого ухода, при правильной организации возможен непрерывный урожай в течение года.
Помидоры, сладкий перец. Более дорогой сегмент овощей. Но имеют длинный период вегетации и требуют больше заботы.
Огурцы растут быстро. Через пару месяцев с момента высева можно получать первые плоды.
Клубника – товар дорогой, но требует особых условий хранения и транспортировки. Зимой можно предлагать в крупные сети, производителям консервированной продукции.
Грибы. Вешенки или шампиньоны легко выращивать. Главное – найти рынки сбыта.
Если вы хотите, чтобы выращенная культура не отличалась от собранных в открытом грунте «собратьев» – не используйте гидропонику и другие «модные» способы выращивания. Они лишают продукт аромата и многих полезных веществ.
Крайне важен выбор сортов – они должны подходить для теплицы и конкретного сезона, быть качественными и урожайными. Важно, чтобы выращенный продукт можно было долго хранить и без потерь транспортировать.
При продуманной организации и соблюдении технологий тепличный бизнес может «шагнуть» за 50% барьер рентабельности за срок до 5 лет.