Многие считают георгины очень капризными и не зря. Хотя в выращивании нет никаких слишком трудоемких приемов, проблемы возникают с хранением корнеклубней зимой. Я свой способ хранения выработала за 6 лет.
В первый год у меня было 26 сортов георгинов. С ними я управилась просто: составила вместе с комом земли на бурт картошки. Так когда-то в моем детстве делала моя мама. В середине прошлого века многие выращивали эти удивительные цветы, правда, выбор сортов был небольшой, и добыть новинки было сложно, а о зарубежной селекции тогда и не знали. Но на 1 сентября мы шли в школу с гигантскими букетами георгинов всевозможных расцветок! Надо отметить, что старинные сорта георгинов очень хорошо хранились, ведь распространялись они среди любителей, и выживали только те, которые можно было сохранить без проблем.
Итак, в первый год у меня сохранилось 90% клубней, что меня вполне удовлетворило. На второй год коллекция расширилась до 80 сортов. Посоветовавшись с опытными цветоводами, решила хранить клубни в хозяйственных пакетах: выкапываются клубни и вместе с комом земли помещаются в пакет, который ставится в подвале, пакет должен быть открыт. Подвал у меня деревянный, то есть каркас из лиственницы обшит досками, потолок тоже накат из лиственницы, всю зиму держится около 4 °С и очень сыро, если выключаешь вентилятор, то начинает капать с потолка. Так что на второй год выход клубней после хранения составил всего 30 %, в пакетах они просто сгнили возле корневой шейки.
За лето я восстановила, как могла, коллекцию, и на третий год заложила на хранение 120 корнеклубней. В этот раз решила сделать по другой рекомендации. После выкопки отмыла все клубни от земли, протравила от гнилей, подсушила, и опустила в подвал. При этом некоторые при подсушивании немного сморщились, видимо, плохо вызрели. После Нового года клубни стали покрываться плесенью, и к весне многие сгнили, а некоторые просто усохли. Вы не думайте, что я просто спокойно наблюдала, как гибнет мой труд. Зачищала, обрабатывала срезы зеленкой, марганцовкой, засыпала древесным углем и т.д. Выход из зимовки – 40 %, что меня тоже не устроило. И на следующий сезон я решила испытать еще один прием.
После выкопки отмыла клубни от земли, обработала фунгицидами, подсушила, разделила на деленки, разложила по пластиковым ящикам и засыпала сухим промытым песком. При делении подписывала сорта фломастером прямо на клубнях. Сразу скажу, что к весне некоторые надписи расплылись, а некоторые клубни подсохли и сморщились, и что-либо прочесть на них стало невозможным. Теперь навешиваю бирки из фольги на прочном синтетическом шпагате (бумажный разлагается в хранилище) в конце августа, когда все георгины цветут, и можно определить сорт. И этот способ хранения меня не удовлетворил, потери 35%.
На четвертый год я решила вернуться к истокам, то есть оставить клубни с комом земли. В этот раз вышло неплохо, отпад 25%, основная причина – подгнивание корневой шейки.
В последующие годы после выкопки просто убираю землю от шейки до клубней и вместе с комом земли устанавливаю на полки в подвале. Выпады – 10-20% в зависимости от агротехники и погодных условий.
Я не призываю всех использовать мою технологию хранения георгинов, ведь условия у всех разные, просто нужно искать свои варианты. Хранение очень сильно зависит от условий выращивания, и сортовых особенностей. Вот, например, георгин, который цвел 2,5 месяца очень обильно (до 30 прекрасных открытых цветков, не считая бутонов, зрелище шикарное!), не образовал нормального корнеклубня, видимо, все ушло на цветение. А рядом другие сорта нормально цвели и хорошо нарастили корнеклубни.
Многие современные сорта очень красивы, но очень плохо хранятся, и с этим приходится мириться. Наши потери с лихвой окупаются, когда тихим августовским вечером садишься на скамеечку в георгинарии и любуешься пышным фейерверком красок, форм, переходом цвета. А в сентябре с утра первым делом заглядываешь к георгинам: не было ли заморозка, удастся ли еще раз в этом году насладиться встречей с этими прекрасными творениями природы и человека.
Ольга Пискунова, фото автора.