Научные учреждения занимаются, в основном, сортоиспытанием сортов иностранной селекции. Импортные сорта более урожайны, но они дороги, сильно поражаются и быстро теряют репродукцию.
Я всегда верю в народную селекцию. Возьмем хотя бы сорт картофеля «Чугунка», который картофелеводы пытаются возродить как промышленный сорт.
Единицы картофелеводов-любителей сохраняют коллекции сортов картофеля. Из известных мне - это Шаулова Ольга Петровна из Владивостока, Т. Крюкова, кандидат сельскохозяйственных наук, из Красноярска. Анатолий Иванович Воробьев из Находки, к сожалению, умерший, за свою жизнь испытал более 200 сортов картофеля. Несмотря на скромные орудия производства, мой земляк добивался больших успехов, доказательство тому – огромный интерес к его работе специалистов, ученых, таких изданий, как «Приусадебное хозяйство», «Ваши 6 соток», «Земля-кормилица» и др. Сейчас эстафету мужа перехватила его жена Тамара Алексеевна. Она прислала мне с оказией 21 сорт из мировой селекции картофеля. Это Анатолий Иванович завез и сохранил замечательный сорт «Лыковский», кипрские сорта «Марфона», «Никола», «Скунта», большую коллекцию от белорусских картофелеводов, Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и Центрального института картофелеводства имени Лорха. Сотни посылок он разослал по России, причем не ленился от руки каждому написать рекомендации по выращиванию культуры. Кипрские сорта все ранние. У «Николы» клубни светлые, удлиненной формы, мякоть желтая, в гнезде от 12 до 22 штук. Вкус хороший, при варке не рассыпается. Сорт «Марфона» - среднего срока созревания, клубни округло-удлиненной формы, со светло-желтой кожурой и желтой мякотью. Мелочи почти нет, в меру рассыпчатая, очень вкусная. Из 3 картофелин (10 делёнок) я получил пятнадцатилитровое ведро с горкой крупного картофеля. Выровненный урожай дали прекрасные сорта отечественной и зарубежной селекции: «Уладар», «Тулеевский», «Лилея», «Лазурит», «Каратоп», «Одиссей», «Архидея», «Бриз», «Скарб», «Колорит», «Атлант», «Здабыток» и др. Количество клубней у большинства сортов 10-16-26 штук, в основном, крупных. И все же лучшим по урожайности и вкусовым качествам по-прежнему остается «Лыковский».
У каждого сорта собственная история. К примеру, потерянный сорт с Абакана. Кусты метровой высоты, клубни достигают весом до килограмма, а куста можно собрать по 18-22 картофелин. Это Лыковская. Название условное, в честь Карпа Иосифовича Лыкова, отца Агафьи Лыковой, последней в роду староверов. Нашел её и написал о ней известный в стране журналист и путешественник Василий Михайлович Песков. Карп Лыков, отправившись от людей в чащу тайги несколько десятилетий назад, прихватил с собой с десяток картофелин для «рассады». Таким образом, был сохранен для человечества сорт «Кайзер» («Лыковский»), выведенный еще до Первой мировой войны учеными-аграриями Германии.
За 50 лет у Агафьи этот сорт ни разу не болел, с каждых 2-3 кустов она собирала ведро картофеля и копала она его, когда начинались первые заморозки. У меня в этом году результат чуть скромнее, но что это за чудо природы! Из 63 сортов картофеля («Одиссей», «Романтика», «Петербургский» и др.) вообще дали отличный урожай. Клубни крупные, чистые, выровненные, без болезней, кучно расположены в гнезде.
Ложка дегтя! Не все так хорошо на рынках городов. Осенью, обходя ряды продавцов картофеля у нас на рынке, я обнаружил 2 сорта генно-модифицированного картофеля, завезенного из-за границы. Владельцам бесполезно говорить об опасности употребления такого картофеля, а он при их «доброй» рекламе уже разошелся по владельцам огородов и дач.
Я считаю, что нужно произвести ревизию давно забытого в картофелеводстве и в сортах, вернуть что-то из давно забытого («Чугунка», «Лорх», «Сентябрюшка», «Юбель»…), что имеет большой запас прочности и иммунитет против вредителей картофеля. Стыдно, когда промышленное картофелеводство держится на иностранных сортах.