9 апреля этого года Алексей Марков, проживающий в городе Никольское, что в Ленинградской области, стал фермером, то есть получил в районной налоговой инспекции свидетельство о регистрации фермерского хозяйства. На следующий день Марков подал в администрацию района заявление о предоставлении ему пока еще никому не принадлежащего и не обработанного земельного участка в водоохранной зоне реки Тосны.
Алексей решил заниматься лесоводством, т.е. заложить питомник декоративных деревьев, кустов, трав и цветов, с высадкой на склоне долины реки так называемых деревьев-семенников (или плюсовых деревьев) для получения своих семян.
19 июня земельная комиссия района приняла решение о выделении испрашиваемого участка под фермерское хозяйство. Не смотря на то, что протокола комиссии Марков так и не увидел, глава администрации района на личной встрече с ним 13 мая заверил – никаких проволочек и задержек не будет документы «ходят» долго, пока еще все будет оформлено, не волнуйся и приступай к закладке питомника.
Муниципальные служащие, ответственные за оформление земли, потребовали предоставления бизнес-плана. Алексей приложил к заявлению пояснительную записку, прочитать которую, будет интересно и полезно не только начинающим или давно работающим фермерам, но и огородникам, садоводам и всем, заинтересованным в сохранении нашей природы.
Участок земли Марков пока не получил, но надеется на лучшее. О том, почему идет бюрократическая волокита, как будут развиваться события вокруг фермерского хозяйства, читайте в следующих номерах «АВ». А сейчас публикуем Пояснительную записку. Она стоит твоего внимания, читатель!
Татьяна Романенко.
На фото — Алексей Марков, за ним — тополь серебристый, возраста примерно 400-450 лет, единственный в районе тополь такого размера.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данное время Земельный и Лесной кодексы РФ не запрещают, а ст. 9 Конституции РФ прямо указывает на право граждан РФ иметь в собственности все виды природных ресурсов, а лес один из них. Я, как и любой другой гражданин, имею право создать коллекцию, а в последующем и питомник ценных, и поэтому ставших редкими и «краснокнижными», древесных видов и экзотов из официально приобретенных семян и саженцев.
Эти насаждения могут функционировать в зависимости от площади, то есть количества растений, и как коллекция (арборетум, дендрарий), и как питомник, и как селекционно-семеноводческий объект (также частное научное учреждение и, по определению ст.102 Лесного Кодекса РФ п.3 п.п.3 и п.п.5, «особо защитный участок леса»). Через некоторое время получим ценный (но уже частный) лес (п.1 п.п. 4б, 4г, 4д, 4е ст. 102 Лесного кодекса РФ).
Согласно общероссийскому классификатору, мною заявлен основной вид деятельности — лесоводство, что включает в себя выращивание, посадку, подсадку, пересадку саженцев, прореживание и охрану лесов, выращивание молодого порослевого леса и деловой древесины, выращивание растительных материалов, используемых для плетения, выращивание сеянцев деревьев и кустарников.
Моя цель – восстановление плодородия испрашиваемых деградированных земель способом фитолесомелиорации (естественное восстановление) с созданием на склонах водоохраной зоны реки Тосна лесосада, то есть рекреационной зоны, где ряды деревьев будут стоять «ступеньками» на склонах высотой не менее 2 м. Земля с корней насаждений в этом случае менее всего размывается талыми и ливневыми водами, а сами насаждения равномерно освещаются солнцем, что способствует лучшему цветению, опылению и получению хороших плодов, то есть хороших семян.
Кроме того, посадки по горизонталям — лучший способ для задержания талых и ливневых вод на склонах, что необходимо для уменьшения эрозии (ветровой и водной) почвы (гумуса) и остановки распространения оврагов.
Помимо противоэрозионного и противоовражного эффекта, лесопосадки вокруг оврагов и на склонах позволят образовываться дернине от трав и опада – ежегодно, за счет осыпающихся листьев, плодов, чешуек коры, почек, мелких веток и т. п., то есть того, что и называется опадом, а также за счет отмершей части корней, участвующих в формировании лесной подстилки и почвы. Так лес поддерживает максимально возможный в условиях данной местности уровень почвенного плодородия, что запускает процесс восстановления гумуса.
Структура дернины обладает связностью, что служит мощным средством для задержания и поглощения поверхностного водного стока. Почти полное отсутствие анаэробного разложения растительного опада под лесным покровом приводит к образованию качественно отличного от подзолистых почв гумуса, который очень медленно разрушается.
Для примера, с обычного 15-летнего клена, который является практически единственным широколиственным деревом в наших местах (наряду с малораспространенным ясенем), осенью опадает порядка 15 000 листьев, способных покрыть площадь около 0,01 га. Есть виды орехов и карий (растут в наших климатических условиях (5 и 4 климатические зоны)), у которых размер листа (ежегодно опадающего!) может составлять более одного метра. Сами можете представить, насколько эффективнее будет идти образование гумуса из опада этих деревьев.
Кроме того, лесная древесная растительность, образуя тень, приведет по весне к медленному таянию снега, поэтому талые воды будут постепенно впитываться в почву, подземный водный сток будет равномерным, родники и ручьи получат хорошее снабжение, уменьшится сброс талых и ливневых вод в реки, что ослабит силу возможного паводка. При глобальном потеплении недостаток воды в почве — самый главный лимитирующий фактор восстановления почвенного плодородия.
Сельхозугодья в водоохранных зонах и близкие к ним наносят вред и рекам. Поверхностный сток с сельхозугодий в 2-70 раз выше, чем с облесенных площадей, что приводит к паводкам, к сильной почвенной эрозии, к заилению водохранилищ со скоростью 3.1 кубометра на гектар в год (в нашем случае это Финский залив).
Годичное сокращение вместимости водохранилищ колеблется в пределах 0.1-7.3% общей емкости при средней величине в 0.9%. Максимальное значение характерно для окружающих водохранилища сельхозугодий. Водохранилища, где свыше 90% водосборов покрыты лесом, величина ежегодного заиливания не превосходит 0.01%, то есть незначительная.
Земля водоохранных зон, покрытая лесом, весной, летом и осенью всегда холоднее, чем вода осадков, и вода осадков впитывается в почву водоохраной зоны. При отсутствии леса в водоохранной зоне, поверхность почвы теплее воды осадков, вода осадков в данном случае не впитывается в почвы, стекает по склонам, испаряется, поэтому и не попадает в подземные горизонты, река перестает получать «питание».
При продолжительных ливнях и при вырубленных водоохранных лесах и происходят наводнения, при которых бывает, гибнут люди, как это произошло в том году (да и много раз до этого) у нас, в Тосно, а также в Крымске и на Амуре.
Отсюда, имеем ясную причину исчезновения малых водотоков: родников, ручьев и малых рек – вода осадков перехватывается сельхозрастениями, испаряется, стекает с полей, и уже не пополняет подземные воды, уровень грунтовых вод понижается, источники водотоков иссякают и как следствие – маловодье малых, средних и больших рек и безрыбье, иссушение локального климата с последующим наступлением опустынивания.
19 ноября 1703 года Петр Первый издал именной Указ «Об описи лесов во всех городах и уездах, от больших рек в стороны по 50, а от малых по 20 верст». У людей связанных с лесной отраслью, этот указ считается первым лесоустроительным документом. Текст указа гласит: «Во всех городах и уездах описать леса, от больших рек в стороны по 50 верст (1 верста – 1066,8 км), а от малых рек, которые в те большие реки впали, а сплавному ходу по ним быть можно, в стороны же по 20 верст.
Где леса есть, и в тех лесах: дуба, клена, ильма, вяза, карагача, лиственницы, сосны, которые в отруб в 12 вершков и больше (1 вершок равен 4,45 см, «12 вершков в отруб» – т.е. диаметром ствола от 53,4 см и больше), рубить никому не велеть. А буде кто сему указу противиться: на них за всякое срубленное дерево, кроме дуба, доправлено будет пени по 10 рублев, за дуб буде кто хотя одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь; а для нужд рубить леса: липу, ясень, березу, осину, ольху, ель, орешник, ивняк, осокорь (черный тополь), сосну, которая в отруб меньше 12 вершков».
С дубами все понятно, каждый дуб важен для постройки флота, поэтому срубившему дуб – смерть. Главный же смысл указа иной, как ныне любят говорить, комплексный: «которые в те большие реки впали, а сплавному ходу по ним быть мочно», т.е. речь идет о том, чтобы реки должны оставаться судоходными «дорогами». Эти расстояния в 50 и 20 верст буквально означают ширину водоохранных зон рек, что сохраняло и водность этих рек, и лесные и рыбные ресурсы, и уменьшало силу паводков.
В этих зонах и находится основная масса родников и ручьев, питающие водой «свою» реку. Нет таких зон, или если они малы, и нет на них леса, то не будет подпитки водой рек, и эти реки обмелеют, уровни грунтовых вод снизятся, что и происходит ныне. Мало кто знает, что до Великой Отечественной Войны леса на берегах Волги охраняли войска НКВД!
Еще один важный фактор – это ветрозащита. Каждый видит, насколько усилились ветры в нашем регионе — это тоже последствия контролируемой и неконтролируемой вырубки леса. Также плодовый лес – это прибежище для мелких и средних насекомоядных птиц. За весь ХХ век было завезено из-за рубежа два вида карантинных вредителей растений, а за первое десятилетие нового века уже более десяти видов. Не будет птиц, растения останутся без защиты.
Наверняка люди, которые могут повлиять на ситуацию, не глупее и безвольнее тех, которые жили 300 лет назад. И видят перспективу не на 3-4 года, а гораздо дальше и думают о своих детях и внуках. Уже наступил момент, когда подземные воды иссякают и перестали в прежнем объеме питать малые водотоки, и реки начали мелеть.
Число «убитых» водотоков при сохранении варварского подхода к этой проблеме будет лишь расти, то есть будет снижаться количество пресной питьевой воды и уровень вод в реках, из-за этого будет снижаться безопасность населения в регионе, будет ухудшаться и так неважная экология.
Пора всем ветвям власти: депутатам, правительствам регионов, природоохранительным органам и агронауке сделать вывод и принять решение – хотя бы залесить водоохранные зоны и не ждать водного кризиса, опустынивания и нанесения непоправимого ущерба области, ее жителям и России. Человечество к сегодняшнему дню уничтожило около половины лесов, что привело к серьезным изменениям режима циркуляции воздушных масс и к снижению осадков на суше. Лес — это кожа планеты. И помните, мы не получили эту землю от предков в наследство, мы ее взяли в долг у наших потомков!
Алексей Марков
P.S. При подготовке пояснительной записки использованы материалы из докладов Гусмана Валеевича Минлебаева, первого в России частного лесозаводчика, фермера и создателя лесного поместья «Малая Волжская Булгария.
http://www.apple-watch-spb.ru/