фото

«Продолжение публикации «Четвёртый укротитель» (стр.22) в «Арсеньевских вестях» № 16 (13.09. за 18-24 апреля 2018 года.)

Ленинградский (Санкт-Петербургский) Дом Журналиста изнутри всюду помечен геральдическим знаком из герба графа Теплова – древнегреческой масляной лампой. Символ очень и очень сомнительного «освещения». Не говоря уже о «просвещении».

Екатерина Великая сделала «графом» своего статс-секретаря Теплова в очень редком для России варианте – титул был дан личный и не передавался по наследству потомкам. Иначе говоря, получил его секретарь не за заслуги перед Отечеством, а за заслуги лично перед государыней императрицей. И за заслуги, которыми не гордятся.

Грубо говоря, тепловские «детские воспитательные академии» превращали наследника престола Павла Петровича в «идиота». Не способного претендовать на престол. Не только до совершеннолетия, но и пока жива его мать.

Теплову были пожалованы и земли, в частности, участок древесного питомника в районе нынешней Свердловской набережной. К участку секретарь сразу прикупил у охтинских поселян граничный участок земли. С целебным ключом.

Коллегия Адмиралтейств не возражала: «… уступаемая Теплову земля заключается в болотном месте ни на выгон скота, ни для пашен нимало не нужном»

Летом 1718 года произошло преждевременное успение сына Петра I законного наследника престола царевича Алексея. И тогда же в районе современного Среднеохтинского проспекта лейб-медиком Петра I Ареськиным были открыты уникальные минеральные источники с целебной водой.

На нервной почве царя начинает мучить катар желудка, и в следующем 1719 году, по совету другого своего лейб-медика Л.Л.Блюментроста, он лечит на будущих «Полюстровских» (так местность назовёт Теплов) источниках желудок. И не тайно, не секретно, а вместе со своим не маленьким двором!

«Стальные воды», как их называл Пётр, не только продолжали увлажнять болота, но и скапливались в протоки вдоль дорожек. Образуя естественным путём запруды и прудки. Закладывая будущую систему целебных водоёмов, обладавших, благодаря подпитке из донных ключей, небывало чистой водой.

Позже, в эпоху развития капитализма в России, в этих прудах разводили «зеркального карпа», который, как известно, живет только в зеркально чистой воде. А тогда было замечено, что жителей т.н. «Казачьей слободы», расположенной на правом берегу Невы, отличает цветущий вид и крепкое здоровье! Хотя, казалось бы, откуда ему тут взяться?!.

После взятия шведской крепости Ниеншанц и разорения города Ниена от Выборгской «першпективы» и до возникшей на месте Ниена и Ниеншанца Охтинской плотницкой слободы, образовалось обширное «Вольчье поле». На нем хоронили работных людей, первостроителей Санкт-Петербурга. И летом-то не глубоко зарывая, скорее, просто присыпая землей, а о зиме и говорить не приходится! Трупы людей стали основной пищей расплодившихся в окрестных лесах волков.

Указом императора близ этих захоронений хотели поселить казаков конвоя Его Императорского Величества.

Но поселение не состоялось. А место, официально прозванное «Казачья слобода» обжил всякий сброд. Беглые крестьяне и солдаты, которые и обретали, употребляя «стальные воды», цветущий вид и здоровье!

Сюда, сразу после заключения брака, и прибыли, дабы будущий ребёнок (наследник престола) родился здоровым, ненавидящие друг друга «молодые»: Анна Леопольдовна и герцог Брауншвейгский в сопровождении 17-летних пажей герцога: барона фон Хойма и барона фон Мюнхгаузена.

Как ни странно, водные процедуры «слюбили» высочайшую чету. Но судьба их мальчика, родившегося после принятия ванн и употребления вовнутрь «стальной воды», выделилась из всех трагических судеб особым трагизмом!

Наконец, сегодня мы можем видеть на Полюстровских прудах храм Великомученику и Целителю Пантелеймону, построенный бездетной родной сестрой жены последнего русского царя Николая II , Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.

Именно она может считаться «главной виновницей» гибели династии Романовых. Как бы и чего бы она при этом ни думала и ни хотела. Ее ненависть к Григорию Распутину «заразила» и приемного сына, выступившего «заводилой» в группе убийц-заговорщиков.

А от Григория Распутина и требовалось-то всего - служить «анастезией» царевичу Алексею! Довести последнего до брачного возраста, женить на крепкой сильной здоровой девице и подарить внука и наследника правящему деду! Способного во всех отношениях в будущем стать императором. Удалось же то же самое в Англии! Да видно, Полюстрово «не отпускает»! Несмотря на строительство храма и другие добрые дела…

…Это, если вы помните, мы о неудачной позиции, выбранной для «дуэли» Михаилом Борисовичем Пиотровским для своей лекции «Культурная столица».

А что «дуэлянт» Ефим Ефимовский? Место его выступления – Лавка Писателя, оказалось много предпочтительнее! В 18 веке здесь – начало перекрёстка единственной дороги, ведущей от Елизаветинского дворца (сегодня – Михайловский, или Инженерный замок) с Невским проспектом.

То есть тут по земле простучали копыта курьерского экипажа, везущего грамоту, подписанную императрицей Елизаветой, о назначении барона «ротмистром русской службы». И это несмотря на то, что Мюнхгаузен практически единственный в армии, кто открыто воспротивился перевороту, устроенному Елизаветой Петровной при восхождении ее на престол!

Всеволод МЕЛЬНИКОВ

«Продолжение публикации «Четвёртый укротитель»

в «Арсеньевских вестях» №16 (13.09. за 18-24 апреля 2018 года.)