«…на сегодняшний день Россия – самая музыкальная страна в мире. Здесь до сих пор …рождаются театры, коллективы, симфонические оркестры и балеты» Фабио Мастранджело, итальянско-российский дирижер и пианист
«Если игрушка значима для человека - она останется с ним на всю жизнь»
Светлана Яковлева
Всем, как правило, ясно значение слов «волшебство рождественского чуда». Но не всем известно, что «ханукальные чудеса» для еврейского уха звучат так же…
Не раз бывали в жизни ханукальные встречи, подпадавшие под это определение. Но, пожалуй, одной из самых необычных стала случайная встреча и неожиданное знакомство с композитором, певцом и музыкантом Константином Левенштейном. Случилось это почти шесть лет назад на Хануку-5767.
Тогда – в Еврейском Центре на Васильевском острове в день Вернисажа моей персональной выставки «Мир входящему» – мы с ним не только впервые встретились, но и как-то вдруг подружились. Друг друга мы поняли с полуслова, поскольку каждый из нас считал работу с детьми главным стержневым смыслом жизни, мечтая отдать ученикам все свои знания и умения. Оба мы желали превратить обучение творчеству в ту игру, что останется с нашими учениками на всю жизнь…
Много позднее выяснилось, что той выставкой, где рядом с моими висели работы моих учеников, удалось в какой-то степени дать ответ мыслям Константина, со студенческих лет мечтавшего о школе нового типа. Того типа, в которую попала в 90-х, придя преподавать в систему еврейского образования.
Когда Костя, говорил, что дети должны учится слышать музыку и видя окружающий их мир, передавать свои ощущения через звуки, ему вторила я, вспоминая о придуманном в 2002 г. проекте «Поем и рисуем песню», реализованным Израильским Культурным Центром. Костя хотел научить своих учеников получать «неисчерпаемые источники вдохновения в самых простых вещах» (здесь и далее ссылка на Левенштейна «*К.Л») и я хотела того же, мечтая продолжить тот, выполненный в 2002-ом проект.
Так мы оба, осознав одинаковость и общность взглядов, впервые задумались о создании единого творческого пространства. Так сошлись наши мысли. Мечты эти до поры оставались мечтами пока каждый из нас работал «на себя» в своей сфере искусства…
Но все случайности жизни неслучайны. Потому настал момент Костиного приглашения меня с моим мастер-классом на ханукальный концерт «История игрушки» для его хоровой студии «Шемеш» («Солнышко»)
Мы встретились, и я услышала почти подробный отчет-рассказ о жизни за последние 6 лет. Когда он женился, обретя в лице Наташи не только коллегу и помощника, но единомышленника. Она – выпускница струнного отделения Уфимской Академии искусств им. Закира Исмагилова. Как и Костя, тоже работает с детьми. Но, если он учит детей пению и фортепьяно, то Наташа занимается – скрипкой, фортепиано и сольфеджио. Совмещая все это с преподаванием в детском саду «Ган-Менахем» и «Эпишкола». Дополняя преподавание созданием музыкальных клипов в студии ею и организованной.
Сам Костя преподает музыку в трех детских садах «Адаин-Ло», являясь там и художественным руководителем. Но где бы он музыку и пение ни преподавал, везде старается не пропустить ни одного талантливого ребенка! Берет под свое крыло и детей «особенных». Тем более, что опыт такой работы у него есть: 5 лет проработал в интегративном детском саду.
Как и Наташа имеет частных учеников, обучая их вокалу и фортепьяно. Поет, как давно мечтал, песни на идиш в ансамбле друзей-единомышленников «Shpil Клезмер Бенд». Там, где он, к тому же и солист, и музыкальный руководитель. А еще он – композитор и автор методической разработки комплексного музыкального развития…
В этой супер-музыкальной семье подрастает сынишка, который, со слов своего отца, «в свои 2 года и 8 месяцев так музыкально ориентирован, что готов круглосуточно слушать любую музыку» (*К.Л,), мечтая в будущем пойти по стопам родителей. Но пока еще Арон «с восторгом осваивает недавно подаренную скрипочку» (*К.Л,).
Задуманной школы пока нет, но с 27 мая 2017 года начал существовать при Еврейском Центре на Васильевском острове детский музыкальный обучающий проект «Я Композитор!». Проект, созданный самим Костей для его хоровой студии «Шемеш» (Солнышко) и руководимой им лично.
Исполнители проекта – частные ученики четы Левенштейн. Концепция придуманного и руководимого им проекта, как правило, излагается им самим в приветственном слове к каждому из издаваемых сборников. Там, где он сам делает и оригинал-макеты. Концерты проходят два раза в год. У каждого концерта своя заранее объявленная тема. Дети участвуют в них весьма охотно. Само существование проекта не только сдружило всех участников, но и заставило более ответственно и с большим интересом относится к учебе, значительно подняв мотивацию.
Тем более, что наиболее успешным может представиться возможность участия в Международном композиторском конкурсе «Арфа царя Давида» им. Д. Кривицкого. Как это уже случалось дважды, начиная с 28 мая 2017 года. Если в первый раз, Катя Мурашова с Ренатой Тулакиной, написав пьесы для органа, заняли вторые места, то во-второй, там приняли участие уже четыре представителя студии «Шемеш» (Катя и Аня Мурашовы, Рената Тулакина с Даниэлой Меерович) и каждый из четырех стал лауреатом…
Но давайте вновь вернемся к последнему пятому юбилейному концерту «История игрушки» с моим участием. Прошел концерт так на удивление великолепно, что хочется поспорить с Марго Гершкович, назвавшей его лишь «чудесным». Все что представили дети на суд зрителей: от их музыкальных композиций до их рассказов, от замечательных выступлений до красочных рисунков, опубликованных в сборнике пьес-композиций, было не только великолепно, но и очень профессионально. Чему очень помогло появление среди юных исполнителей Февронии Захаровой со своей скрипкой.
В результате довольны и счастливы остались все: исполнители, зрители, педагоги, родители, друзья, знакомые, да и сам руководитель проекта. Каждый исполнитель стал счастливым обладателем не только букета-комплимента «Роза», но и сборника Юбилейного концерта, созданного К.Левенштейном, и изданным Ресурсным центром еврейского образования.
Юбилейный концерт закончился, снятым «для истории» коллективным фото всех его участников. От себя скажу: творческая работа детей на мастер-классе, лишний раз убедила в правильности слов Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Абрама Григорьевича Раскина о «расширительном проявлении настоящего таланта».
Ближе к вечеру того же дня (15.12.2019) на Фейсбуке появился первый отзыв (от Марго Гершкович) с красочными фотографиями: «Чудесный детский фортепианный концерт на Ваське. Играют ученики Константина Левенштейна. Тема концерта: «История игрушек». Дети читают свои рассказы, исполняют пьесы, как собственного сочинения, так и из программы. Потом чаепитие и душевный мастер класс с Лия Шульман (Ltah Shulman) по изготовлению свечек:)» к предстоящему празднику Ханука. А 26.12.2019 на сайте Большой Хоральной Синагоги мы увидели и второй отзыв в виде статьи Ханы Бродоцкой (https://sinagoga.jeps.ru/novosti/xorovaya-studiya-shemesh-konczert-istorii-igrushek.html) ...
После рассказа о пятом Юбилейном концерте детского музыкального обучающего проекта «Я Композитор!» хочется вернуться назад в день того первого концерта, что назывался «7 легких пьес-картинок для фортепьяно». Музыку к нему создал сам Костя.
Но, как все начиналось? Думаю, тут лучше дать слово Константину Левенштейну, чтобы он сам объяснил, – как и чем он смог объединить детей в единое целое при создании детского музыкального обучающего проекта «Я Композитор!». Вот его слова:
«Детям нужно было не только разучить пьесу, но и придумать для нее соответствующее название. Некоторые пьесы я писал буквально на коленке во время урока подбирая технические приемы и характер звучания, которые помогут наиболее ярко проявить индивидуальность ребенка. Дети, которые наблюдали за мной в эти моменты, на следующее занятие приносили уже свои наброски сочинений и желали с моей помощью завершить начатое» (*К.Л,).
Вот так начинался этот проект, дополняясь все новыми и новыми концертами. Где вторым концертом стал «Кошкин дом» с «фортепианными пьесами-фантазиями на тему известной каждому ребенку и взрослому песенки «Кошкин дом» (*К.Л,). Но уже – с 12 участниками и с их собственными «музыкальными фантазиями» (*К.Л,), дополненными их же рисунками.
Потом последовал концерт – «Пара фраз» с публикацией Костиной пьесы «Дыхание», посвященной «особому» ребенку Тане Гинзбург с произведениями студийцев, разрабатывающих темы «различных еврейских мелодий». Затем уже – и предпоследний концерт – «Я композитор» с «музыкальными фантазиями» (*К.Л,), самих детей, написанными ими на выбранные собственоручно стихи» …
Так постепенно от концерта к концерту, от темы к теме художественный руководитель хоровой студии «Шемеш» учит своих студийцев «совсем иначе слушать и исполнять музыкальные произведения, лучше видеть и чувствовать достоинства, а иногда и недостатки чужой музыки» (*К.Л,), объясняя им и закономерность трудностей в каждой новой написанной пьесе.
А главное – он учит их узнавать, «как выразить словами и музыкой свои ощущения и проанализировать их» (*К.Л.).
Создав поистине волшебный проект, Константин Левенштейн своими пятью замечательными концертами выполнил свою мечту. И научил детей «жить в сказке» (*К.Л,), создавая собственные музыкальные фантазии, чтобы по совету психолога Светланы Яковлевой эта сказка «осталась с ними на всю жизнь».
На фото: Константин Левенштейн. Фото профиля на странице в Facebook.
Лия Шульман, член Союза художников России.