Основные принципы «дворовой педагогики» прослеживаются в организации и жизнедеятельности всех лучших подростковых клубов с самым различным профилем и направлением. Как правило, с изменением профиля клуба меняется лишь игровой элемент, на котором строятся органы самоуправления, все же остальные закономерности развития детских клубных коллективов сохраняются.
Для иллюстрации более подробно можно рассмотреть также работу Тюменского клуба юных моряков. В этот клуб ребят влечет романтика морской службы, и поэтому внутренний режим и органы самоуправления строятся по законам корабельной жизни. День начинается со звонка рынды, одетые в форменные матросские костюмы ребята выстраиваются в зале, по своему оформлению напоминающему палубу.
Настоящий капитан, много лет проплававший на реках Обско-Иртышского бассейна, Синюков Анатолий Григорьевич принимает у боцмана рапорт о готовности учебного экипажа к началу занятий. Назначается вахтенный дежурный и почетный караул у флага, и после построения ребята расходятся по своим рабочим местам.
Правила игры в этом подростковом клубе таковы, что морские законы распространяются здесь на весь распорядок внутренней жизни. Все члены клуба разбиты на два флотских учебных полуэкипажа, один из которых занимается в первую смену, другой во вторую. В состав полуэкипажа входят рота, взвод, отделение, которыми руководят старшие. За порядком и соблюдением внутреннего режима в клубе следит боцман, есть свой устав и свой вахтенный журнал, все важнейшие вопросы решаются на совете командиров.
Так же как в клубе «Дзержинец», вновь поступающие выдерживают испытательный срок, после чего принимают присягу. Ритуал принятия присяги — волнующее событие в жизни кюмовцев (так зовут себя члены клуба юных моряков), та самая близкая перспектива, о которой писал А. С. Макаренко.