Золочение является одним из древнейших методов украшения икон. Считается, что позолота позволяет ощутить сияние самого Бога. Покрывают иконы либо же какие-то их части сусальным золотом.
Сусаль представляет собой тончайшую золотую фольгу. Сусальные листы складываются в книжечки. Каждый лист прокладывается папиросной бумагой. Такие листы при создании икон используют очень широко.
Техник золочения существует масса. Многим из них уже не одно столетие. Самой древней техникой является огневое золочение. Золото в этом случае сплавляется с ртутью. Метод очень вредный, поскольку ртутные пары крайне негативно влияют на организм. Тем не менее таким методом в прошлом покрывали не только иконы, но даже целые купола храмов. Например, именно при помощи этой техники позолотили купол Успенского собора в Москве в конце девятнадцатого века.
Сейчас столь опасные методы уже не используются. Современные иконописцы в основном применяют два метода — водяной и масляный. Водяное золочение разные мастера называют по-разному. Можно встретить названия «на полимент», «русский» или даже «на водку».
В этом случае сусаль наносится на сложную смесь. Изготавливают ее из глины и клея. Эта смесь и называется полиментом. Также в ходе нанесения используется водка. Благодаря ней золото ложится на поверхность изделия очень тонким и очень ровным слоем.
Масляное золочение сейчас получило наиболее широкое распространение. Поверхность левкаса тщательно шлифуется. Затем ее покрывают специальным лаком, который называется мордан. Мордан бывает разных видов в зависимости от скорости высыхания. Так, лак может сохнуть час, три часа либо же двенадцать часов.
По прошествии определенного количество времени, когда лак при прикосновении скрипит под пальцами, поверх него наносится позолота. Сусаль буквально прилипает к лаку. После этого золотой лист полируют при помощи ваты, специальной кисточки или даже капрона.