Открывают фестиваль «Дни культур АТР» музыканты из Сибири Сергей Соймёнов и Пётр Ткаченко программой «Гармоники Мира».
Это яркая и уникальная программа в исполнении достаточно редких и мало известных в России музыкальных инструментов, таких как, например, бандонеон – загадочный инструмент с волшебным звуком, и аккордина.
Оба инструмента относят к семейству гармоник. Первый родом из Германии, а затем в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание.
Известный исполнитель на бандонеоне и композитор — Астор Пьяццолла, и не случайно в программе сибирских музыкантов очень много произведений этого автора.
Аккордина – язычковый музыкальный инструмент семейства гармоник с баянной клавиатурой – родом из Франции. Это правая клавиатура обычного баяна, но звук на ней извлекается не с помощью мехов, а с помощью лёгких музыканта, в неё нужно дуть.
Аккордины производились во Франции компанией Borel, но производство было прекращено в 70-ые годы. В настоящее время, инструменты изготавливаются только двумя французскими мастерами, и стоимость одного инструмента составляет 1300-1450 евро.
Честно говоря, не многие музыканты могут похвастаться такими широкими возможностями – играть классику на неожиданных и редких инструментах. Как это звучит, лучше услышать самим и составить свое мнение, однако, еще ни одного отрицательного мнения услышать не пришлось. Накануне гастролей артисты пообщались с пресс-службой Приморской краевой филармонией и ответили на вопросы.
– С каким чувством вы едете во Владивосток?
– С приятным чувством ожидания чего-то нового. Я никогда не был в вашем городе, не играл в этом зале, но слышал о нём много хорошего, – говорит баянист Сергей Сойменов.
– Есть некоторое чувство эйфории, с приятными ожиданиями, – говорит Пётр Ткаченко. – Во Владивостоке я раньше никогда не был, выступать буду впервые. Про город, наверное, знаю из википедии все, что мне интересно – в первую очередь, о культуре и искусстве. В узком аспекте по роду деятельности интересно музыкальное искусство.
– Что вы знаете о городе, людях?
– Знаю, что Владивосток – это город на Дальнем Востоке, который в последнее время стремительно развивается в музыкальном плане. И это очень здорово! Ещё один культурный и музыкальный центр высокого уровня появился в России – ответил на вопрос Сергей Сойменов.
– С большим уважением отношусь к вашему земляку – заслуженному артисту России, профессору Дальневосточного института искусств Александру Капитану. Очень хорошо знаком с его творчеством и исполнительской концертной практикой посредством хостинга в ютубе, но лично не знаком. Очень был рад знакомству с главным дирижером Тихоокеанского симфонического оркестра, заслуженным артистом РФ Анатолием Смирновым. С ним уже достаточно долго ведется дистанционная работа по программе предстоящего концерта. Очень приятно было познакомиться с директором филармонии Анной Алеко, с чьей легкой руки наш проект был поддержан в вашем регионе, – говорит Петр Ткаченко.
– Что для вас музыка и сцена? Какой, по вашему, должна быть реакция зала, чтобы вам хотелось играть? Важна отдача?
– Конечно, реакция зрительного зала для музыканта-исполнителя, как глоток свежего воздуха, – отвечает Сергей. – Если слушатели эмоционально реагируют на звучание произведения, благодарят аплодисментами – это заряжает позитивом и энергией. А вообще, мы, музыканты, самый счастливый народ. Ведь выйдя на сцену и прикоснувшись к инструменту, мы начинаем путешествие в совершенно другой мир, и наиболее отзывчивые зрители путешествуют вместе с нами.
«Музыка – это моя профессия, – говорит мультиинструменталист Петр Ткаченко. – На первом месте, конечно, инструментальное исполнительство, а точнее – мульти-инструментальное (многотембровый готово-выборный баян, кнопочный итальянский аккордеон, французская аккордина, аргентинский бандонеон, немецкая губная гармоника).
Далее педагогика – работаю преподавателем по классу баяна, аккордеона в колледже и детской музакальной школе. Ну, а потом уже – слушатель, ценитель, критик, самокритик…
Музыкант должен уметь заинтересовать зрителя, повести его за собой, всецело отдаться порыву совместного музицирования солиста и оркестра под управлением дирижера.
Я, как любой исполнитель, конечно, жду от слушателей эмоционального отклика, аплодисментов.
Мы ищем нашего слушателя и заботимся о его душевном состоянии во время концерта. Во время концерта никого не обманешь… Нужно честно играть, рассказывать, верить в то, что несешь зрителю. Для этого мы с Сергеем ежедневно посвящаем занятиям за инструментами много времени.
Наш проект «Гармоники мира» существует недавно. Прошло три успешных концерта в республике Хакасия, г. Абакан, в городах Томск и Кемерово. Залы нас провожали стоя. Это и есть самая большая награда за наш труд».
– Вы будете открывать фестиваль «Дни культур стран АТР». Насколько важно участвовать в этом мероприятии?
– Фестиваль «Дни культур стран АТР» – это большое событие! Есть возможность установить культурные контакты, открыть новые яркие имена исполнителей, и всё это – посредством МУЗЫКИ! – рассказал Сергей.
«В первую очередь для нас, для меня в частности, играть на открытии фестиваля «Дни культур АТР» очень почетно, ведь мы будем представлять Россию! Приятно осознавать, что нас для этой миссии выбрали из большого числа кандидатов.
Исходя из этого, начинаешь понимать, насколько это важно и ответственно для тебя, как музыканта. Новые знакомства, перспективы развития будущих отношений по концертной деятельности с другими коллективами ближайших стран АТР.
Фестиваль данного масштаба дает возможность музыкантам развиваться, дает шанс реализовать свои творческие возможности и силы», – говорит Петр.
– Становятся ли зрители из разных городов вашими друзьями, поддерживаете ли вы с ними общение и как?
– Конечно, становятся. Приходят за кулисы – поздравить с успешным выступлением, поинтересоваться инструментами. Пишут комментарии, отзывы, добавляются в друзья в группы в социальных сетях. Добавляют свое видео и фото с концерта, за что им огромное спасибо.
В Кемерово, например, Сергею после концерта предложили сделать программу с филармоническим оркестром народных инструментов, а мне от этой же филармонии – с губернаторским эстрадно-духовым.
Разные заинтересованные люди приглашают на концерты в качестве исполнителей. Кто-то просто высказывает свое мнение о концерте, в основном положительное. Кто-то дает ценные указания, как было бы лучше…
Мы с большим интересом прислушиваемся к критике и пытаемся, если согласны, поправить, довести свое исполнение до совершенства».
Интервью брала
Алиса Викторова.