С 17 марта по 15 апреля во Владивостокском цирке пройдут гастроли «Бриллиантового цирка России». Зрители увидят эксклюзивное шоу «Империя хищников».
В последние годы «Бриллиантовый цирк России» громко заявляет о себе на мировом уровне. Огромная гастрольная и фестивальная география включает в себя Швецию, Францию, США, Швейцарию, Великобританию, Монако, Германию, Италию, Венгрию, Норвегию, Китай и многие российские города. Этот список ежегодно пополняется. Это шоу - особый жанр перфоманса, объединяющий в себе театральную постановку и цирковое представление, основанное на фольклорных традициях северных народов.
Во время представления всё направлено на то, чтобы удивить публику. Сменяющие одна другую мелодии, мир ярких красок, невероятных костюмов артистов, удивительных событий на арене – вот что такое «Бриллиантовый цирк России».
Красной нитью через всё представление проходит сюжетная линия. На холодных и необъятных просторах Якутии есть место шекспировским страстям якутских Монтекки и Капулетти. История любви белоснежной Алхе и черноокого Бизила. Две судьбы, история их семей – белого и черного шамана - все самое таинственное, мистическое и сказочное.
С первых минут не перестаешь удивляться и восхищаться происходящим на арене. Якутские Ромео и Джульетта невероятно романтично взмывают над ареной на воздушных полотнах. Хотя этот жанр называется воздушная акробатика, но в данном случае хотелось бы назвать воздушный балет. Настолько язык жестов красноречиво передает зрителям романтические чувства влюбленных.
Взмывая над землей, Алхе и Бизил становятся выше земных условностей своих враждующих семей. Безусловно, визуально воздушный танец акробатов усиливают свет и музыка. Музыкальное сопровождение спектакля — дуэт барабана и варгана. Якутский колорит дополняют шаманы - конечно же, просто актеры. Якуты к шаманизму относятся очень серьезно и по-настоящему шаманить могут только служители культа.
Кульминацией представления становится примирение двух враждующих шаманских семейств и, совсем не по-шекспировски, зритель становится свидетелем счастливого примирения и якутской свадьбы.
Артист цирка – это состояние души. Они, прежде всего, великие труженики, и за видимой легкостью их номеров скрывается каторжный труд. На первый взгляд может показаться, что цирковая жизнь вся на виду. На самом же деле это не так.
Стоит отметить, что «Бриллиантовый цирк» в нынешней труппе состоит из 30 молодых артистов из Якутии. Работают они не в привычном жанре классического российского цирка, а в восточном. Дело в том, что якутские ребята по инициативе Правительства Саха Якутии с 10-летнего возраста обучались в Пекинском цирковом колледже. За 7 лет жизни в Китае они научились многому. Невероятная прыгучесть и ловкость, массовость, нацеленная на рекорд, – вот отличительные черты китайской школы циркового искусства. Чтобы добиться такого эффекта, гимнастам приходится тренироваться практически ежедневно.
Тридцатилетний руководитель труппы, акробат Александр Посельский, рассказывает:
«В составе моей группы было 20 ребят из Якутии, все мы обучались в Пекинской цирковой школе. Уже через месяц мы говорили на китайском. Детей было очень много, около двухсот человек, «варились в одном котелке», все друг друга понимали. Номера были сформированы там, а уже в Якутии создали программу».
Руководителем и организатором «Бриллиантового цирка России» многие годы является заслуженный артист России директор государственного цирка Республики Саха (Якутия) Сергей Расторгуев. Режиссер-постановщик спектакля - народная артистка РФ, главный режиссер Российской государственной цирковой компании Таисия Корнилова.
Отдельного внимания заслуживают якутские клоуны, ни на кого не похожие, и оскорбленные чувства их коллег от снятого в Голливуде фильма «Оно» им не ведомы. В национальных якутских костюмах они играют в снежки, охотятся на лыжах, подражают оленям и сражаются с гигантским якутским комаром, на редкость живучим.
Цирк был бы пресным без дрессированных зверей. Зрителей ждут номера с дикими животными — северными оленями, лисами, лайками, песцами. Дрессировщицы в национальных якутских костюмах одним движением руки направляют зверей бегать по кругу и прыгать через препятствия. Гвоздь программы — номер со стаей волков и дикими кошками. Единственная в мире дрессировщица волчьей стаи легко справляется с хищниками. Они по команде прыгают в горящее кольцо и встают на задние лапы.
— Я выросла среди цирковых артистов и с юности начала работать с хищниками. Выступала с тиграми и львами, но захотелось чего-то более сложного, и выбрала волков. Их нужно готовить три года до выхода на сцену, а воспитывать с рождения. Волки - самые пугливые из зверей, и поэтому более агрессивные. Когда хищник чувствует страх, он начинает защищаться, нападать. Самое главное — воспитать в зверях уважение и уважать их в ответ. У нас с моими подопечными получилось наладить работу, и теперь мы показываем номера, которых нет ни в одном цирке мира», — рассказала дрессировщица Евгения Верлатая.
Чтобы воспитать из диких зверей артистов цирка, дрессировщица начала приучать волчат, пуму и ягуара с детства, причем играли они все вместе. Сейчас труппа лохматых артистов представлена черными канадскими волками, белым арктическим и парой серых полярных волков (это помесь полярного и серого волка). Всем зверям до 7 лет.
«Двухлетний пес хаски воспитывал всех щенков и котят. Волчата дрались между собой, он их разнимал, командовал ими. Так же и с ягуаром, который норовил покусать, порвать, но собака учила, что так делать не надо. Но вожаком стаи пес хаски не может быть, просто воспитанники его любят и уважают.
У него правильная тактика, он живет в стае с волками, но к миске подходит последним, потому что живет по законам. Он очень умный пес, - рассказывает Евгения. – Но, тем не менее, они только терпят друг друга, иногда в терпении происходит сбой. Сейчас ягуар никого не принимает, к сожалению, они конфликтуют между собой. В природе они не пересекаются друг с другом, но конфликтуют они потому, что стая волков считает, что они сила.
Для ягуара весом под сотню килограммов волки - мелкие раздражители: бегают, мельтешат. И он смотрит на них с презрением, как будто говорит про себя: «Как же вы меня достали!». Но приходится мириться друг с другом ради меня.
Они меня любят по-своему, по-звериному, но иногда у них происходят срывы. Например, сейчас у волков – гон. Любой хищник, если хочет броситься, то он это сделает, про любовь забудет. Тем они отличаются от домашних животных - у них есть инстинкты. На уровне инстинкта даже самый добрый хищник может броситься, а потом у некоторых возникает чувство вины. Но чаще всего о раскаянии и речи быть не может».
Звериная труппа Евгении разделена на две стаи.
«Жулик - вожак стаи черных, у серых – Иван. Был такой момент, когда волчица укусила моего работника, начала кусать и затягивать руку, тогда Иван подбежал и отбил. А Жулик, наоборот, набросился бы, еще бы и помог».
Еще одна пушистая артистка – черно-бурая лиса. Она уже на пенсии. Именно с ней начинала работать дрессировщица.
«Возим ее с собой, живет и играет она с собакой. Заводить лису в качестве домашнего животного я бы не советовала – лиса не даст покоя.
Если кому-то страшно работать с дикими животными, сразу говорю: не стоит даже начинать. Тяга к диким зверям у меня с детства. Родители мне запрещали, но я втихаря все равно лезла – трогала, гладила. И никто меня не покусал.
Первым я погладила тигра. Страха у меня никогда не было. Чтобы стать дрессировщиком, необходимо у животных воспитывать уважение. Дело не в подчинении и силе, я вот одна со зверями в клетке, ко мне никто не может зайти. У меня нет опоры, я не жду рыцаря-спасителя, чтобы меня отбили. Не дай Бог. Я просто об этом не задумываюсь.
У меня развито предчувствие. У кого из зверей что на уме, я считываю раньше, чем они смогут подумать. Это долгий процесс работы. На смену моим нынешним артистам подрастает молодняк.
Все мои волки живут парами, им хорошо. Только арктическому не повезло, его волчица жутко влюблена в хаски и не подпускает его. Скажу про волкособов —эта помесь ни к чему хорошему не приводит, это мое мнение. У меня есть такой экземпляр - помесь маламута с черным канадским волком. В нем безумная волчья трусость, и в тоже время он добрый, как собака, и он мучается от этой трусости.
Но есть разные гибриды. Есть и безбашенные, они идут даже на своего хозяина. Безбашенность - от волка, и любитель с этим не справится. Я не рекомендую в домашних условиях заводить волка, потому что дома ему некуда девать энергию. Ведь в природе они преодолевают ежедневно до сотни километров, а в вольере волки от безделья начинают разгрызать прутья, делают подкопы.
И еще предупреждение: если возраст волка до 4 лет, его хозяин может очень радоваться, показывать селфи, как он приручил волка, но в 4 года характер волка полностью меняется. Он резко лидирует, бросается на всех, неважно на кого: на хозяина, на ребенка. И сила у него звериная, за один укус он сразу же ломает кость» - говорит Евгения.
«Впечатление от вашего нового цирка самое яркое и позитивное. Ваш цирк - один из самых лучших: по оборудованию, по обслуживанию, по условиям для животных. В каком бы цирке я ни работала, везде у меня один и тот же настрой: я прежде всего артист, а потом уже дрессировщик. Я отдаю энергию в зал и принимаю её от зрителя. И да, это - наркотик. Самое важное для меня – энергетика зрителя, а моя личная жизнь – это цирк. За его пределами мне неинтересно», - поделилась Евгения Варлатая.
Для шоу «Бриллиантовый цирк России» было создано 150 эксклюзивных костюмов, грандиозное декорационное и световое оформление. В шоу задействованы 60 профессиональных артистов цирка и балета, 35 цирковых животных. Продолжительность представления - 2,5 часа с антрактом.
Цирк – это самое первое искусство, которое познает начинающий жизнь человек. Он понятен всем, и каждый пришедший в него найдет что-то интересное, запоминающееся. Влюбившись в детстве, человек проносит добрые чувства к цирку через всю свою жизнь, и в любом возрасте посещение цирка – это яркий и веселый праздник.
Вероника МАЛИНИНА.