фото

В середине прошлого века на железных дорогах страны (тогда называвшейся Советский Союз) в пригородных поездах имело место такое замечательное явление, как «детский вагон», в который курящие вообще не садились! Ездили в нём преимущественно – некурящие бабушки с некурящими внучатами и злостные некурильщики. Потому что даже если ты не куришь в данный момент, но уже надышался табачищем – от тебя «несёт» как от Змея Горыныча!

В простенках вагона висели сказочные картинки, чаще всего художника-графика Виктора Васнецова, со строчками из устного народного творчества и строчками из стихов. Нам очень хочется возродить традицию «детского вагона» не только для пригородных сообщений, но и для составов «дальнего восточного следования» и «дальнего западного следования».

Словом, в какую сторону ни поедешь, чтобы детский вагон (а может быть и не один?) – всегда был…

Давайте попробуем все вместе разработать убранство одного-двух таких вагонов. На вскидку, начнем наше путешествие с площади Восстания в Санкт-Петербурге. И, знаете – почему? Потому что эта площадь, как город Чита, или город Томск, воистину – одно из самых литературных мест на свете! Судите сами…

На ней «отметился» даже барон Мюнхаузен… А дело было так…

«Волк, запряженный в сани» (Э. Распэ) Московский вокзал.

Передвигаться по стране быстро и «вездеходно», как Иван-Царевич на Сером Волке? Или неторопливо, с комфортом, на горячей печи и «по Щучьему веленью»?

Обе идеи скрестил между собой барон Мюнхаузен, изучавший язык новой родины по русским народным сказкам, и придумал, что въехал в Санкт-Петербург на санях с запряженным «горячим волком»!

Много воды с тех пор утекло! Однако, борьба за скорость и комфорт на Октябрьской (Николаевской) ж/д продолжается. В этом убеждают поезда: «Красная Стрела», «Сапсан», «Аллегро»…

Знаменская площадь, разделяющая центральную магистраль города на Невский и Староневский, (ныне – площадь Восстания) была прозвана когда-то в народе «Волчьей». И действительно, по некоторым историческим свидетельствам, последний раз волки свободно забегали сюда еще в 1905 году!

Это примерно тогда, когда в стоявшей здесь Знаменской церкви венчался будущий академик Иван Петрович Павлов. Чтобы не обидеть академика, в Ленинграде на этом месте долго не строили метро. Так называемый наземный павильон головной станции Метрополитена под названием «Площадь Восстания» планировалось возвести именно на том самом месте, где стоял храм.

Говорят, что вольный «волчий дух» места не раз ссорил между собой многих хороших людей. Отсюда «волчьим духом» был изгнан шедевр мировой пластики конный памятник Александру Третьему скульптора Паоло Трубецкого.

Затем, как мы уже упомянули, задержали строительство метро… Когда Ивана Петровича не стало, церковь снесли, а на ее месте воздвигли символ Ленинградского Метрополитена с буквой «М» на шпиле.

У павильона три автора: Иван Фомин, Борис Журавлёв и Вера Ганкевич. Вера Ганкевич ехидно сказала: «А почему на шпиле будет буква «М», а не буква «Ж»?.. А потому, что барон «М»юнхаузен! – отшутился Борис Журавлёв.

Всеволод Мельников, Рисунок Ольги Анциферовой.