Впрочем, иллюзий, что кто-то на рынке будет работать себе в убыток, нет ни у посетителей наших турфирм, ни у клиентов западных агентов по путешествиям. Для тамошних путешественников стали вполне привычны магические слова-отмычки — гарантия экономии: все эти «sales», «discount prices», «clearances», «rebates», «special offers» и тому подобные; потихоньку привыкают к ним и наши сограждане.
И, разумеется, любая отечественная фирма не преминет подчеркнуть, что предоставляет своим клиентам (хотя, повторяю, в нашем случае они в большинстве своем — все еще разовые посетители!) туры по ценам «ниже рыночных», с «грандиозными скидками» и тому подобное. Расчет верный: среди массы туристов лишь считанный процент таких, как я, кто попросит показать им те самые «рыночные» цены, чтобы, так сказать, почувствовать разницу…
Но зато почти всем покупателям важно, что именно входит в конечную стоимость тура или отдельной услуги, предоставляемой продавцом. Например, покупателя меньше всего волнует, сколько данная фирма платит налогов, во что ей обходятся аренда офиса, услуги связи, охрана (а в наших специфических условиях — еще и «крыша»), хотя все перечисленное так или иначе включено в стоимость продаваемых туров. А кроме того, важен и такой момент: западный travel agent никогда не получает свои комиссионные с клиента — вознаграждение агента (бонусы) идет от тех, с кем он клиента связал: от агентств бронирования и продажи авиабилетов, от гостиничной сети и организаторов экскурсий. Это момент, может быть, чисто психологический, — но он срабатывает.
Тем более кардинально меняется ситуация с развитием Интернета. Потому что у «виртуального агента по путешествиям» (travel agent online) сведены к минимуму накладные расходы: подключиться к мощному серверу и соответствующим базам данных — невелики траты. Ясно, из каких ресурсов проистекает та самая «невероятная» экономия.