фото

Хочу представить вам, дорогой читатель, Аллу Маленко, члена Международной Ассоциации искусствоведов, одного из кураторов проекта «Парад литературных героев» автономной некоммерческой организации «Центр культурных программ». Около 20 лет она преподаёт на курсах, мастер-классах, кружках различные виды рукоделия. Представляя проект на выставке «Диковинные герои русских народных сказок» в библиотеке-филиале № 10 Калининского района Санкт-Петербурга, мастер так прекрасно и точно раскрывает тему мифических героев, что при знакомстве с её работами хочется глубже соприкоснуться с миром славянских мифов.

Л.В.: Я знаю, что у Вас сделано очень много тематических циклов по прикладным видам рукоделия. Какой Вы представили на выставке?

А.М.: Сейчас проходит моя выставка из цикла работ «Преданья старины глубокой...» в библиотеке, открывшаяся в марте 2013 года. По сей день она вызывает интерес.

Л.В.: Расскажите немного истории о таком интересном виде творчества, как гильоширование?

А.М.: Техника гильоширования, или выжигания по ткани, была разработана в 80-х годах ХХ века Зинаидой Петровной Котенковой – художником из Рыбинска.

Для этой работы требуются синтетические ткани и аппарат для выжигания по дереву. Вместо иглы, обжигающей дерево, в нём используют острую иглу, разогретую до температуры плавления синтетики. Такой иглой вырезаются детали работы, а уколами их спаивают друг с другом. Техника гильоширования очень простая и даёт возможность в работе подражать аппликации, вышивке, кружевам.

Л.В.: А какие виды рукоделия совместимы с гильошированием, на Ваш взгляд?

А.М.: Если подумать, то выжигание по ткани является развитием техники аппликации, которая, в свою очередь, выросла из лоскутной техники. Новые технологии соединения тканей дают новые возможности и дальнейшее развитие этого рукоделия.

Л.В.: Каким же образом можно было совместить современную технику и старую в работах мастеров, как именно Вы это делаете?

А.М.: Такому рукоделию в 1990 годах я учила детей в школе. В те далёкие годы возрождали русские народные традиции. Мне пришла идея использовать различные народные ремёсла – хохломскую роспись, гжельские мотивы, вышивку, кружева, лубок – в работах с синтетикой.

Л.В.: Как вы пришли к своему циклу «Преданья старины глубокой...»?

А.М.: Сюжеты я брала из славянской мифологии, которую, как я считаю, мы плохо знаем. Оказывается, что сказочная сладкоголосая птица Сирин очень схожа с греческой Сиреной. Собак называют Полканами, надеясь, что они будут такими же неусыпными стражами, как конюх бога Сварога – Полкан, он же Китоврас. В этом имени слышится и имя Кентавра. В России Китовраса изображают одетым потому, что у нас зимы морозные и снежные.

Глубже погружаясь в мир славянских мифов, я узнавала и про славянский рай – Ирий, где растёт мировое дерево – яблоня, у которой все листочки не похожи друг на друга, а цветы и яблоки растут одновременно. Яблочки, же не простые. Это души нерождённых младенцев. За чудесными плодами ухаживают сказочные птицы. Это и Гамаюн, предсказывающая будущее, и Алконост – вестник богов. Птицы в Ирии могут быть с лицом и грудью молодых женщин.

фотоЛ.В.: С какими ещё героями сталкивается человек окунувшись в мифы? Что Вас больше всего заинтересовало в них?

А.М.: Мир славян населяет множество птиц – Жар-птица, Ногай-птица, Будимир-царь.

Наши предки населяли лес, воду, небо сказочными существами: водяными, русалками, сказочными рыбами. Это и Щука, помогающая Емеле, и Золотая рыбка, наказавшая жадную старуху, Рыба-кит – это любая рыба, трижды обогнувшая сушу и выросшая так, что не помещается в реке. В небесном океане живёт Чудо-Юдо морское. Иногда оно глотает Солнце, подобно туче. Раскалённое светило жжёт Чудо-Юдо изнутри. От боли рыба мечется по небу, вызывая бурю. В конце концов, Чудо-Юдо отпускает Солнышко на волю, и буря постепенно утихает.

В лесу живут и Леший, и Китоврас, и Арысь-поле, молодая мать, заколдованная злой мачехой в осторожную рысь.

Л.В.: Ваша выставка стала участницей проведённых мероприятий Недели детской книги. Как известно, с детства человек начинает знакомство со сказками, вот и книга-юбиляр С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» была представлена сотрудниками библиотеки для школьников в театрализованном действе, и работы, сделанные Вами, очень красочно дополнили спектакль. В каких книгах Вы ещё находите своих героев?

А.М.: Сказочной силой обладают цветы и травы. Конечно, это и Аленький цветочек замечательного автора, и Перунов цвет, цветущий в ночь на Ивана-Купалу, папоротник Н.В. Гоголя. Ещё Сон-трава, полизав корешок которой, медведи спят всю зиму. Разрыв-трава даёт силу одолеть любого богатыря. На Урале знают и Каменный цветок П.П. Бажова, растущий глубоко под землёй. И, конечно, содержательная Энциклопедия русских преданий авторов Грушко Е.А.и Медведева  Ю.М., из которой я так же создавала своих героев.

Л.В.: Говорят, когда мифы умирают, они становятся сказками?

А.М.: Знакомясь с мифами глубже, понимаешь философию славянских сказок. Так, злой царь собирается омолодиться молодильными яблоками, то есть душами не рождённых младенцев. Так жизнь перекидывает мостик и в наше время к современным средствам омоложения. Можно вспомнить и современных Сиринов, и последствия поиска Перунова цвета, и так далее, и далее.

Л. В.: Готовы ли Вы продолжать эту очень содержательную тему работ?

А.М.: Работу над циклом «Преданья старины глубокой...» я начала ещё в 1994 году, тогда и была выполнена первая работа «Птица-Гамаюн». Развитие цикла продолжается и сейчас. Впереди у меня знакомство с существами, населяющими избы – домовыми, бани – баннниками, овины – овинниками, а есть ещё лешие, навьи, Мора, насылающая болезни, и множество других нежитей.

Л.В.: За достаточно длительное занятие рукоделием какими приёмами Вы владеете? Что для Вас особенно интересно?

А.М.: Кроме выжигания по ткани, владею и другими видами рукоделия: лоскутным шитьём, флористикой, изготовлением искусственных цветов из кожи и ткани, художественной обработка кожи, аранжировкой, делаю коллажи и многое другое. Интересно всё.

Л.В.: Ваша выставка, представленная в библиотеке, интересна, очень яркая, таинственные персонажи загадочны и увлекают в мир мифов. Какие выставки для Вас были значимы?

А.М.: Все эти рукоделия дали мне возможность представлять свои работы на персональных и совместных с другими художниками выставках. Перечислю только значимые за последние 10 лет:

Ломоносовский районный Дом культуры – «Музыка цветов» в составе мастеров творческого объединения «Радуга» А.С. Карпенко, Г.Г. Васильева, Л.В. Гусева, А.Г. Маленко, Г.В. Савельева, март-апрель 2004 года – флористика, коллажи, гильоширование, аранжировка, береста; «Жар-птица», ноябрь 2005 года, моя персональная выставка изделий декоративно-прикладного искусства – текстиль, кожа, аранжировка; совместная с Г. Васильевой выставка изделий декоративно-прикладного искусства, ноябрь 2006 года, – коллажи, гильоширование, вышивка, флористика. Было и участие в Международном творческом выставочном проекте «Единение», Нарва, Эстония, 2009-2012 гг. – «Единение – 2012» осенний этап сентябрь-декабрь 2012 г., выставка «Эстония глазами друзей.

Л.В.: Я знаю, что Вы работаете совместно с очень творческими и профессиональными в своём деле людьми, воплощаете задуманные идеи в жизнь, как Вам это удаётся?

А.М.: Мир народного творчества неисчерпаем по своим темам и бесконечно хочется воплощать задумки в новых работах. А когда рядом твои неравнодушные друзья, готовые участвовать в творческом процессе, то это придаёт больше сил в осуществлении задуманного. Я бесконечно благодарна им за поддержку и участие.

Л.В.: На этой доброй ноте, мне хочется Вам, Алла Георгиевна, пожелать всего самого успешного в творчестве, неиссякаемой энергии и позитива в жизни. До скорых встреч!

Директор по связям с общественностью АНО «Центр культурных программ»

Любовь RS. Посетить выставку можно в зале библиотеки по адресу: Санкт-Петербург, пр. Пискарёвский, дом 16. Телефон для связи: 8(812) 540-13-76.