Музыка и поэзия Востока так же любима приморцами, как и русские романсы. Корейские, японские и китайские музыканты с большим желанием приезжают к нам на гастроли. В свою очередь и артисты филармонии охотно обращаются к восточной музыке и поэзии, но и не забывают и свои, русские традиции.
На смену Огненной Обезьяне 28 января придет Огненный Петух. Китайцы считают Огненного Петуха чуть ли ни самым интересным животным во всем восточном календаре. В этот год особенно будет везти креативным людям, стремящимся к успеху. Особенно Петух будет способствовать тем, кто сможет самоотверженно броситься в омут с головой, смело отбросить малейшие сомнения, не будут боятся перемен, а наоборот, откроют свое сердце всему новому и необычному.
Приглашаем наших зрителей провести вечер наступающего Нового года по китайскому календарю в Приморской краевой филармонии. 29 января в Малом зале ждем слушателей на концертную программу «Русский романс. Французский шансон».
В исполнении артистов филармонии: Людмилы Якуниной (сопрано), дипломанта международного конкурса Натальи Подпориновой (сопрано), лауреата международного конкурса, солиста Государственного академического Мариинского театра (Приморская сцена) Сергея Плешивцева (бас), дипломанта международного конкурса Галины Гребенюк (фортепиано), Веры Луговец (фортепиано), квартета русских народных инструментов «Садко» в составе: заслуженного артиста РФ Валерия Сергеева (баян), лауреатов международных конкурсов Элины Ларионовой (домра), Александра Колодяжного (балалайка), Сергея Токарева (контрабас-балалайка), Эстрадно-вокального дуэта Натали Коршиковой и Константина Мищенко, лауреата всероссийского конкурса Александра Пстыги (эстрадный вокал) прозвучат следующие произведения: Д. Ашкенази «Белая ночь», С. Штейман «Уголок», Б. Прозоровский «Корабли», Ф. Герман «Очи чёрные», А. Петров «Романс о романсе» из к/ф «Жестокий романс», А. Островский «Если можешь, прости», Ю. Давыдов «Всё, что было», К. Брюн «Парижское танго», Ф. Лемарк «Париж», Э. Пиаф «Прекрасна жизнь», П. Касс «Мадмуазель поёт блюз», С. Адамо «Падает снег», Дж. Дассен «За тебя»
В концертной программе «Русский Романс. Французский Шансон» представлены два изысканных музыкальных жанра. В исполнении артистов Приморской краевой филармонии известные русские романсы прозвучат по-новому, подкупая публику своей самобытностью. Певцы превращают каждое произведение – будь то романс или шансон – в страстный, взволнованный монолог, полный внутреннего драматизма и трогательной лирики. Шансон родом из Франции и там в это слово вкладывают совершенно другой смысл, не тот, который принят у нас в России, а именно, это народная или жанровая песня. Ведет программу музыковед Людмила Кравец.
О концертах февраля
В феврале в Приморской краевой филармонии как всегда масса событий. Разнообразные концерты Тихоокеанского симфонического оркестра, эстрадного, солистов филармонии. Разножанровые программы. Итак, по порядку, первая неделя февраля начинается с концертной программы «Лучшее из восточной лирики».
Мотивы Ближнего и Дальнего Востока, Персии и Китая, Японии и Индии – вот что стало темой этого концерта. Артисты Приморской краевой филармонии познакомят слушателей с лучшими музыкальными шедеврами восточной культуры, а так же поэзии.
В программе заняты артисты филармонии: лауреаты международных конкурсов Александра Ласинская (сопрано), Елена Брыкина (сопрано), солист Приморской сцены Государственного академического Мариинского театра Илья Астафуров (тенор), дипломант всероссийского конкурса Анастасия Цыганова (сопрано), лауреат международных конкурсов Наталья Кривицкая (виолончель), дипломанты международных конкурсов Анатолий Медведев (фортепиано), Галина Гребенюк (фортепиано). Прозвучат произведения Ли Ру Ма, Э. Блоха, А. Глазунова, Ц. Кюи, народные китайские, японские и корейские песни, стихи поэтов Ближнего и Дальнего Востока. Художественное слово – Аэлита Степанова. 3 февраля в 18:30, Малый зал.
Уже на следующий вечер, в том же уютном малом зале ждем любителей русского романса на концертной программе «Грустит романс тревожно и светло…».
«Высокий слог русского романса» о любви, дружбе, неразделённости чувств, разлуке и тоске по Родине, красоте родной природы в программе «Грустит романс тревожно и светло…» оставит впечатления возвышенной грусти, чистоты и душевного покоя.
В программе: Б. Прозоровский «Мы только знакомы», Н. Ширяев «Сияла ночь», Б. Фомин «Саша», «Дорогой длинною», Ю. Давыдов «Всё, что было», А. Шалов «Темно-вишневая шаль», П. Булахов – А. Шалов «Гори, гори моя звезда»
Артисты филармонии: дипломант международного конкурса Наталья Подпоринова (сопрано), заслуженная артистка РФ Светлана Соколова (сопрано), Людмила Якунина (сопрано), Наталья Брылёва (сопрано), Квартет русских народных инструментов «Садко» в составе: заслуженный артист РФ Валерий Сергеев (баян), лауреаты международных конкурсов Элина Ларионова (домра), Василий Коробейников (балалайка), Сергей Токарев (контрабас-балалайка), дипломанты международных конкурсов Галина Гребенюк (фортепиано), Анатолий Медведев (фортепиано). 4 февраля в 18:30. Малый зал. Программу ведет Елена Шелякина.
10 февраля фавориты сцены музыканты Тихоокеанского симфонического оркестра, концертная программа: «Великие мастера – Чайковский. Шостакович». Абонемент № 8. Ждем наших слушателей на концерт «Шедевры мировой классики». В исполнении Тихоокеанского симфонического оркестра, под управлением художественного руководителя и главного дирижёра – Анатолия Смирнова,солист – Александр Абухович (скрипка), прозвучат два эмоционально сильных произведения: П. Чайковский Симфония № 4, Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром № 1.
П. Чайковский Симфония № 4
Создание Четвёртой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война (об этом были написаны полотна Верещагина, «Полководец» и «Забытый» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война – это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвёртой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода – поистине крик души.
Мотивно-тематические связи в симфонии очень сильны.
В интродукции 1 части появляется тема рока (как у Бетховена) – «зерно всей симфонии», фанфара с ритмом и тембром (медь) военного сигнала.
В 1 части военному сигналу противостоят вальсовые темы, хотя и очень драматизированные. Жанр вальса для Чайковского – символ человеческих чувств, личного начала («человеческий образ»). В симфониях Чайковского вальсовые темы несут важную смысловую нагрузку.
Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда.
Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром № 1.
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Дмитрия Шостаковича. Композитор начал работать над ним в июле 1947 года и продолжал работу в 1948, когда началась уже вторая в его жизни травля. Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящен.
По серьезности тона, экспрессии и концентрации Первый скрипичный концерт легко выдерживает сравнение с любой из симфоний Шостаковича. Но, в отличие от симфоний, сквозь все четыре части (Ноктюрн, Скерцо, Пассакалью и Финал) проходит один и тот же герой, олицетворяемый солирующей скрипкой. Хотя это отнюдь не сообщает сочинению субъективного или лирического характера. Скрипку Шостакович наделил очень мужественным характером, а одна из главных идей концерта, видимо, преодоление обстоятельств. Не случайно в Пассакалье Шостакович обратился к интонациям музыки Баха, символизировавшей для него высшие духовные ценности.
Концерт состоит из четырёх частей, каждая из которых носит программный подзаголовок: 1. Ноктюрн (Moderato); 2. Скерцо (Allegro); 3. Пассакалья (Andante); 4. Бурлеска (Allegro con brio). Между Пассакальей и Бурлеской находится большая сольная каденция, благодаря которой цикл приобретает черты пятичастного. Две последних части следуют друг за другом attacca (без перерыва). Внутренняя драматургия концерта необычна: первые две части, как и две последние, представляют собой полярные типы экспрессии (Ноктюрн-Скерцо и Пассакалья-Бурлеска).
Начиная со второй части, партия скрипки всё более усложняется быстрыми скачками через струну, пассажами двойными нотами в высоком регистре, октавами. Каденция построена на разрозненных элементах тем, предшествующих трём частям, и может являться своего рода апофеозом сложности: построенная на постоянном accelerando, партия скрипки требует от исполнителя огромных физических усилий.
Концерт существует в двух редакциях – 1948 года (начальная) и версия 1955 года, отличающаяся от первой несколько изменённой инструментовкой финала.
Ждем вас на наших концертах!
Виктория Василенко.