Когда же начинать учить своих детей экономить? С самого начала, как они сталкиваются с таким понятием, как деньги, и ещё до того, как они начинают получать от нас на карманные расходы. Просто дарить деньги детям безответственно и ни к чему хорошему не приведёт, можно вырастить иждивенца. Если мы не объясним им, что такое экономия денег и не научим их «платить самим себе» с самого раннего детства, потом будет трудно переучиваться.
Профессор Норбеков всегда рассказывает в своих выступлениях, что его отец с семи лет приучал своих детей зарабатывать деньги, чтобы они знали, как это делается. И сам давал их работодателю деньги для зарплаты своим детям. Хороший метод также описывает Бодо Шефер в своих книгах о финансовой независимости.
Если мы решили давать своим детям карманные деньги, необходимо наглядно объяснить ребёнку, что все люди живут по-разному и от чего это зависит, объяснить правила экономии и платы самому себе, объяснить, что недопустимо тратить все заработанные деньги и что это приведёт к тому, что их всегда будет не хватать. Можно разработать с ребёнком план экономии денег, завести ему отдельный счет и, поощряя его старания, вкладывать 10 рублей на каждый им сэкономленный рубль. Таким образом, мы не только научим ребёнка правильно обращаться с деньгами в самом юном возрасте, но и сможем обеспечить его будущее образование, например.
Посчитаем. Допустим, мы решили давать ребёнку на карманные расходы 1000 рублей в месяц и он, вместе с нами, решил экономить, то есть платить самому себе 200 рублей, а мы за каждый рубль, который он экономит, кладём на его счёт 10 рублей, в результате получается 2200 рублей в месяц. Произведя несложные расчёты, получаем за десять лет кругленькую сумму в 264 000 рублей, без учёта процентов по вкладу, а можно ведь вложить и более выгодно эти деньги. В результате у наших детей будет шанс правильно оценить место денег в их жизни, они (деньги) станут чем-то естественным и приятным, ведь денежный вопрос становится важным только тогда, когда их катастрофически не хватает. Мы можем научить детей не переоценивать деньги, а рассматривать своё благосостояние и благосостояние семьи, как нормальную составляющую их жизни.