За эту статью Илья Выговский получил Второе место на конкурсе журналистов.
Я пишу о том, что на сегодняшний день мне кажется очень важным. Совсем недавно, гуляя на площадке возле своей гимназии, был свидетелем странного разговора. Возмущенный малыш лет 7-8 с негодованием клеймил кого-то, называя этого человека «Она». Был он горяч, в выражениях не стеснялся, и свои детские обидки выражал довольно скабрезным недетским языком.
Его слушательницей, а заодно и собеседницей, была его мама – миловидная женщина с безукоризненным макияжем. Чадо свое она всецело поддерживала, жалела и была полностью на его стороне.
Бесспорно, подслушивать нехорошо, но все же стало крайне любопытно, кто же так обидел ребенка и что нужно сделать, чтобы заслужить в свой адрес такие страшные слова, которые и процитировать-то неприлично.
Вникнув в суть обличительной речи, я оторопел: да ведь речь шла об учителе! Это ей были адресованы те непечатные перлы, которые щедро отпускал малыш. И вспомнились слова моего отца: «Не сметь осуждать Бога, родителей и учителей». Сказано это было так, что не хватило духа спросить: «А почему не сметь?»
Я пригляделся к мальчику. Судя по юному возрасту, это был ученик начальных классов. И мне стало еще обиднее. Ведь учитель начальных классов – это особый человек.
Первый учитель – это Бог, это вторая мать, это тот, кто остается с тобой навсегда. И уже не важно, жив он или нет, но ты смотришь на жизнь его глазами, меряешь свои поступки его словами, пишешь, всю жизнь копируя его почерк, рисуешь и клеишь так, как однажды он тебя научил…
Моя мать вспоминает: «Моя первая учительница – Мясникова Светлана Ивановна. Придя в свой 1«Г», я плохо говорила по-русски, еще хуже понимала русскую речь. В детский садик никогда не ходила, прежде мы жили на отдаленном литовском хуторе. Как результат, никто из детей не хотел со мной сидеть за одной партой, так как общаться было трудно.
И только благодаря Светлане Ивановне я и заговорила, и запела, и быстро влилась в детский коллектив. «Я верю в тебя, друг мой», – как то сказала она. И всю свою жизнь я стараюсь оправдать ее доверие.
Именно благодаря ей я прекрасно знаю русский язык, много читаю. С удовольствием рисую, леплю, клею и шью. Два моих высших образования построены на фундаменте тех знаний, которые она заложила своими уроками. Безумно красивая, в строгом костюме и всегда в белой блузе – такой я ее вижу, такой помню…»
Мы с мамой предприняли немало попыток разыскать Светлану Ивановну, но так и не нашли. Уехала? Умерла? Нам так нужно сказать ей, какую огромную роль она сыграла в жизни моей матери, как мы любим ее. Но получается, что сказать-то и некому.
Сейчас модно говорить о том, что каждый ребенок гениален и что обязанность учителя – раскрыть эту гениальность. Позвольте поспорить. Гениев на свете – единицы, и кому, как не родителю, должно трезво оценить потенциал своего чада.
Я, например, имею весьма скромные интеллектуальные способности. И что же? Прежде всего я ставлю задачу выработать в себе навыки усидчивости, трудолюбия, прилежания, – качества, которые помогут мне в будущем занять свое место в жизни.
В моей ситуации было бы смешно требовать от учителя искать во мне то, чего мне не дала природа, ведь это все равно что лепить пули из навоза!
В кругу семьи все умиляются, когда маленькая Яночка тараторит английский стишок, а ироничный Тарасик переделывает рекламные слоганы. Забавно.
Но гениально ли? Ребенок, осененный славой со стороны родных людей, ожидает подобного признания и со стороны учителей и, не находя, начинает злиться и негодовать. И если взрослые вовлекаются в эту недетскую игру, то результатом может быть сцена, увиденная мною на площадке.
Допустим, я получил «двойку» за контрольную по математике. Грустно. Что я думаю об этом? Умишка не хватило, плохо подготовился, отвлекался во время работы, был слишком медлителен или наоборот, поспешил, сильно нервничал и не смог сконцентрироваться, а может был излишне беспечен…Список предполагаемых причин можно продолжить, ибо плохому танцору всегда что-то мешает.
А вот те причины, которые в голову никогда бы не пришли: двойка – это предвзятое отношение ко мне со стороны учителя, недооценка моих знаний и способностей, акт унижения меня как личности, это вызов всей моей семье, это дискриминация нас по национальному признаку, это, наконец, плевок всем нам в душу!
Смешно читать? Похоже на строчки из фельетона? Было бы смешно, но значительная часть моих одноклассников и их родителей зачастую объясняет неуспехи своего ребенка именно этими причинами, то есть нелюбовью со стороны учителя и неспособностью должным образом оценить юного гения. Отсюда – семейные обсуждения, выливающиеся в осуждение. Кого? Нет, не гения, конечно, а учителя.
Родители любят нас. Их умиляют наши пухлые щечки, веснушки и кудряшки. Они могут бесконечно слушать наш лепет. В наших незамысловатых рисунках им порой видится рука мастера, а в удачно сказанной рифме уж слышится глас поэта.
Но мы вырастем и пойдем искать свое место под солнцем. А работодателя, как известно, не проймешь ни лепетом, ни беспочвенными амбициями, ни кудряшками, ни ямочкой на попке. Тут ценятся другие качества.
В 1970-х годах на школьных линейках часто звучало стихотворение А. Дементьева:
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
ждут наших возвращений и вестей.
Хорошее стихотворение, проникновенные слова. Но в наше время актуальнее расширить поэтическую палитру.
Я бы дополнил автора: не смейте обижать учителей, унижать их, обзывать, гнусно жаловаться на них, клеветать и критиковать в присутствии своих детей! Радуйтесь первому учителю, любите его всей душой. Пусть в жизни маленького человека поселится большая любовь, которая будет согревать его всю последующую жизнь, та любовь, которая станет сильнейшим иммунитетом от любых жизненных напастей и невзгод. И поверьте: от этого выиграют все!
P.S.
Что ж до чадолюбивой мамаши и ее словоохотливого сына, то поединок с ними на пришкольной площадке мною был проигран. Догадываюсь почему – ни маме, ни сыну в детстве никто не говорил: «Не сметь осуждать Бога, родителей и учителей».
Илья ВЫГОВСКИЙ, 10 лет.