14-й Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого»
Незаметно пролетела бурная фестивальная неделя, насыщенная творческими встречами, пресс-конференциями, дискуссиями и, конечно, многочисленными кинопоказами.
Может быть, и не все 180 фильмов, представленных на «Меридианах», нашли своего понимающего зрителя, ведь фестивальное кино часто – явление специфическое. Но на многие киносеансы все билеты были распроданы. На фильм открытия «Дама Пик» режиссера Павла Лунгина организаторам пришлось делать дополнительный сеанс.
Церемония закрытия прошла на Приморской сцене Мариинского театра оперы и балета. С оригинальным танцевальным номером выступил хореографический коллектив «Пульс» (МГУ им. Невельского), спели австралийская певица Перукуа и Инна Звеняцкая, представляющая московский театр «Геликон Опера». Члены всех трех жюри, работавших на «Пасифике», объявили победителей конкурсной программы.
Итоги
Первыми вручили свой приз “За лучший азиатский фильм» жюри NETPAC. Его получил фильм «Бессмертный» («Immortal») иранского режиссера Хади Мохагега.
Жюри ФИПРЕССИ отметило короткометражку «Аниме» режиссера Арно Брисбуа (Канада) и фильм «Старый камень» режиссера Джонни Ма (Китай, Канада).
ФИПРЕССИ (FIPRESCI) – международная федерация кинопрессы, ее цель – развивать кино как искусство, руководствуясь прежде всего художественными критериями и выделяя фильмы, которые не достигают широкой аудитории. Это жюри работает на фестивале третий год, что уже означает, что Pacific Meridian признан мировыми кинодеятелями и занял свое достойное место среди серьезных мировых кинофорумов.
Приз имени Юла Бриннера достался молодой актрисе Алине Ходжевановой (фильм «Я умею вязать»). Как всегда, его вручил сын Юла Рок Бриннер, неизменный участник кинофестиваля. В этом году Рок уже приезжал во Владивосток на презентацию своей книги «Империя и Одиссея».
Призом за лучшую женскую роль наградили японскую актрису фильма «Двойная жизнь», призом за лучшую мужскую роль – Джоша Монда, актера фильма «Джеймс Уайт» (США), в котором также блистательно сыграла в непривычном для себя трагедийном амплуа Синтия Никсон (Миранда из «Секса в большом городе»).
Приз зрительских симпатий за лучший российский фильм получил «Коллектор» режиссера Алексея Красовского.
Лучшей режиссерской работой признана «Двойная жизнь» японского режиссера Йосиюки Киси.
Специальным призом жюри поощрило дебют режиссера Надежды Степановой «Я умею вязать».
Лучшим короткометражным фильмом признан «Забелин» (режиссер Ника Барабаш).
И наконец, главной награды фестиваля за лучший полнометражный фильм удостоилась работа китайского режиссера Ханьи Чжана «Жизнь после жизни».
Корейские фильмы, неизменно отмечавшиеся призами на прошлых «Пасификах», в этом году в программу фестиваля почти не попали. Причина – жесткий отбор, невысокий уровень предлагаемых киноработ. Возможно, в корейском кинематографе наступил определенный спад.
Зато в китайском – явный подъем. Эту тенденцию выделили и члены жюри, и отборщики «Меридианов Тихого», сделав отдельную программу «В фокусе. Китай».
Участники и гости фестиваля отметили его прекрасную организацию, работу волонтеров, переводчиков. Многие из них приехали, услышав, в свою очередь, хорошие рекомендации от тех, кто побывал здесь раньше. Как, например, президент нынешнего фестиваля Федор Бондарчук, который услышал о нем много добрых слов от Александра Роднянского.
И в конце, пожелание организаторам: на следующем фестивале хотелось бы видеть больше позитивных, жизнерадостных фильмов. До встречи, 15-й Pacific Meridian!
Лариса КАРАЧЕВА, фото Сергея КИРЬЯНОВА.