Продолжение, начало в №№ 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41
Башенная история
… Был еще один повод в пользу строительства Ленинградского дворца Молодежи на набережной, тянувшейся до Леонтьевского мыса. На заводе «Вулкан», занимавшем почти весь Леонтьевский мыс, проходил производственную практику Юрий Гагарин. Было ему тогда 20 лет. Значит, и впрямь – относился к молодежи… Но-о-о… Самое удивительное «но»…, что против «Гагарина» было настроено немало разномастной интеллигенции.
«Гагарину» , чтобы стать полновесным «аргументом» в пользу строительства Дворца Молодежи, помог… кинотеатр! Сегодня бы сказали, «муниципальный кинотеатр» под названием «Юный космонавт», устроенный в доме номер 43 по улице Профессора Попова. В этом доме проживали два «настоящих» «юных космонавта»: Павел Бараш и его друг.
На клубном фото – они на занятиях по парашютному делу! На другом фото можно видеть стелу, воздвигнутую в честь советской молодежи… Возле Молодежного моста при впадении реки Карповки в Малую Невку!
И, хотя эта стела была воздвигнута вместо двух больших ее по размеру, заложенных на гранитном спуске к воде у Финляндского вокзала, – «космическая тема» исчезла на обоих объектах. У Финляндского вокзала – потому что стелы так и не были установлены. А на Малой Невке – потому что скульптор В.Стамов пошел на компромисс с заказчиком – «вылепить космонавта» – вылепил, однако установил рельеф с ним таким образом, что «гагариным» могут любоваться только чайки.
Между дворцом Молодежи и местом, где мы притормозили у Карповского моста, расположены все оставшиеся прообразы «Приключений Буратино»: « пудель Артемон», «мостик в страну дураков», тамошнее «Поле чудес», школа, куда не дошел Буратино!
Мавзолей Буратино, «Семибашенный замок», откуда есть пошел золотой ключик на гербе рода Толстых, и золотой ключик не с герба, а вместе с изображением «молнии» с аккумуляторного завода «Ригель» (ключ – по-русски)…
Когда Толстой учился в «Техноложке» и жил своей первой семьей (семьей от первого брака), неподалеку от места проживания его жены началось строительство Иоанновского женского монастыря. Возведение монастыря на набережной Карповки по своему использовали все!
Архитектор Габе, строивший жилой доходный дом на противоположном от монастыря берегу (угол нанешней улицы Всеволода Вишневского), пересказал «архитектурными средствами» вместе с товарищем (застраивавшим угол напротив на той же улице) историю Марии Египетской.
Угловую башню дома архитектора Габе венчал сидящий лев. А вогнутую башню , спроектированную его товарищем – «обелиск» или ,еще точнее, шпиль (символизирующий могилу Марии Египетской) , мальчишками прозванный «за остроту» Мавзолеем Буратино. Когда нижнюю часть сидящего льва отбили хулиганы («охламоны»), он превратился в сидящего пуделя «Артемона».
Примерно таким же образом, как и Артемон («охламон»), получил свое имя и знаменитый Бармалей. Поселившийся в Петербурге на Петроградской стороне итальянский купец Бартоломео, (что по-русски означает «Варфоломей»), не был узнан в данной транскрипции.И был прозван «Бармалеем». И в официальных бумагах стал числиться «Бармалеевым». Вследствии чего и улицу назвали «Бармалеевой».
Технолог Алексей Толстой , услыхав, что монастырь будет построен в византийском стиле, немедленно представил себе Софию Константинопольскую (ярчайший архитектурный образец в истории тысячелетней империи), которую всегда сравнивал для себя с гигантской «черепахой».
А когда реальная постройка не оправдала его ожиданий ( собор, похожий на Софию Константинопольскую построен практически в это же время, только в Кронштадте!), прозвал несостоявшуюся «черепаху» - «Тортилой», то есть гигантским тортом женского рода (монастырь-то женский!)
Из-за чередования полос кладки: слой плинфы – слой рваного камня, слой плинфы – слой рваного камня… Похоже на чередование слоев коржей со слоями крема например, в таком торте, как Наполеон. Эта «слоеная» византийская кладка отражена во флаге Греции как чередование голубых и белых полос, а также в русской тельняшке.
Однако Алексей Толстой заблуждался… Перед ним было все-таки именно его здание – не София Константинопольская, а другое сооружение, существующее в Стамбуле до сих пор! Это – Семибашенный замок, имеющий ко всему роду Толстых самое непосредственное отношение…
Всеволод Мельников.
Фото автора.