(Окончание. Начало в № 17)
На одном из представлений Артур подошел слишком близко к тигру по имени Цезарь, которого знал очень давно и от которого не ждал подвоха. Тигр вдруг протянул лапу и зацепил Артура своими когтями-крючками. И потянул к себе. Тигриная сила не сравнится с человеческой. Артур упал, тигр бросился на него и стал драть. Карина подлетела и стала бить со всего маху тигра длинной цирковой палкой. Но что эта палка тигру! Тут на манеж выбежал Михаил Багдасаров и выстрелил из специальных пистолетов (не в тигра, а в воздух). Тигр отпустил Артура. Отцу и дочери удалось загнать всех тигров клетку. Зрители встали и долго аплодировали артистам.
Артура на «скорой» сразу отвезли в Склифосовского. Пострадал он сильно – врачи наложили 100 швов. Тем не менее, он скоро вышел из больницы и вернулся в «Тигр-шоу».
Цезарь после инцидента очень переживал. Он загрустил, перестал есть. Потом к нему пришел выздоравливающий Артур – и они помирились. С тиграми, напавшими на дрессировщика, обычно расстаются: отдают в зоопарк или, если он совсем неадекватен, пристреливают. Но Цезаря оставили. Через некоторое время он снова стал выступать.
И вот теперь этот прославленный коллектив приехал во Владивосток, в город, у которого тигр – на гербе. Приехали без Артура, но тигры тут ни при чем. Артур попал в автомобильную аварию в Таиланде, повредил ногу и пока находится в больнице. Заменил его отец, которому почти 70 лет, и уже 9 лет он не входил в клетку. Хотя большинство тигров – его старые знакомые, он с ними работал. Только две молодые тигрицы его впервые увидели и «хотят попробовать на зуб», – как говорит сам Михаил Ашотович. «Но у них ничего не получится», – добавляет он.
Владивостокский цирк Багдасарову не понравился.
– Скорей бы его закрыли на ремонт! – говорит он. – Это не цирк, а спортивная площадка. А свет…
Следует признать, что он прав. Когда гимнасты поднимались под купол, свет прожектора туда не добирался. Это, конечно, портило впечатление. Да и в зрительном зале покрытие пола частично стерлось и порвалось, видны старые деревянные ступени. Обшарпанные тоже. Кресла старые, неудобные и, кажется, фанерные. Ремонт нужен! И большой ремонт.
А вот Владивосток понравился. Понравился контраст между новыми высокими домами и низкими старыми зданиями, порой дореволюционными. Мосты. Солнце. Море.
– А в какой квартире я живу! – восклицает Михаил Ашотович. – А какой вид! Выхожу на балкон – какое море! А какой воздух!
– Ты о программе скажи, – бросает реплику Карина. И отец ее тут же откликается и говорит о программе:
– Наша программа посвящена 70-летнему юбилею! 23 мая мне исполнится 70 лет!
– Мы планировали, что папа примет участие только 23-го, – поясняет Карина. – Но из-за аварии Артура пришлось все поменять. Я могла бы, конечно, и одна выступать, но надо же реквизит ворочать. Это было бы неэстетично. Вообще, конечно, не женское это дело – с хищниками работать. И я стараюсь показать, что я не бой-баба, а женщина. Вот, в платьице выступаю. Элементы танца, пластика… Тигр – животное сильное. Если его обидеть – он в любой момент может отомстить. Поэтому доброта, только доброта…
Михаил Ашотович и Карина не только с тиграми выступают. Они ведут всю программу, работают шпрехшталмейстерами, то есть объявляют номера, представляют артистов. И вот один из артистов – Ричард Багдасаров. Молодой еще, 15 лет. Не с тиграми (возможно – по возрасту, а может и вовсе не захочет).
– Детям надо давать свою профессию. Все же так делают! И врачи дают свою профессию. А потом пусть выбирает. Не понравится – выберет другое, свое. Но профессия – это путевка в жизнь. Пусть пробует, – говорит Михаил Багдасаров.
У нас есть уникальная возможность – посмотреть хорошую программу хороших артистов. 70-летие на манеже, с тиграми – такое случается не каждый день. Приходите, не пожалеете!
А еще Михаил и Карина Багдасаровы раздают автографы после представления. Не частый случай! Публика была застигнута врасплох и совали для росписи зачастую левые бумажки. Многие совали билеты. А некий студент – зачетку. Почему бы нет? Вуз он окончит и зачетку сдаст, но последний листок с автографом Михаила Багдасарова вырвет и оставит себе.
Цирк – это навсегда.