Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев внес на рассмотрение правительства законопроект, предлагающий повысить штрафы за безбилетный проезд в электричках до 1300 рублей и дать контролерам больше полномочий, чем они имеют сейчас. Однако в ходе опроса 1500 экономически активных россиян, проведенного Исследовательским центром портала Superjob, мнения об этой идее разделились. 38% респондентов поддерживают новый закон, 39% – нет. Четверть опрошенных (23%) затруднилась дать предложению свою оценку.
Среди тех, кто постоянно пользуется пригородным железнодорожным транспортом, сторонников ужесточения штрафов оказалось меньше, чем среди людей, которые ездят на электричках лишь время от времени (36% и 39% соответственно). Женщины более терпимы к «зайцам», чем мужчины. Законопроект поддерживает почти половина (44%) представителей сильного пола и меньше трети (32%) дам. Правда, женщины намного чаще затруднялись с ответом на этот вопрос (28% против 18% у мужчин).
«Нечего кому-то работать на проезд, а кому-то халтурить и прикидываться «зайцем»; «Платить надо за все»; «Стыдно смотреть на эти спектакли в электричках: одни делают вид, что убегают, другие – что ловят», – возмущались некоторые респонденты, предлагая повысить штрафы еще больше и дополнить наказание 15 сутками общественных работ. А не столь радикально настроенные сторонники нового закона отмечали: одновременно с ужесточением наказания для безбилетников нужно позаботиться и о законопослушных пассажирах – увеличить количество электричек, дать возможность оплатить билет на месте, если человек не успел купить его при отъезде в кассе.
Есть свои доводы и у тех, кто негативно относится к предложению резко повысить штрафы за безбилетный проезд. В основном они высказывали претензии к самим железнодорожникам. «Пускай сначала приведут в порядок подвижной состав»; «Проезд в электричках, особенно в час пик, просто мучителен. Многие «зайцы» принципиально не оплачивают проезд именно поэтому»; «Билеты и так очень дорогие»; «Сервис РЖД не соответствует действующим тарифам и зарплатам»; «Необходимо полностью пересмотреть политику платежей за пассажирские перевозки», – комментировали опрошенные.
Даже те, кто затруднился определить свое отношение к мерам, предложенным правительством, равнодушными к теме опроса все равно не остались. «Штрафы нужны, но ограничиваться только ими неправильно», – поясняли они и предлагали ввести наказание не только для безбилетников, но и для руководителей, которые смотрят сквозь пальцы на плохое состояние вагонов, отсутствие касс на платформах и другие нарушения в работе пригородного железнодорожного транспорта. По мнению респондентов, проблему помогли бы решить также скидки на долгосрочные проездные билеты.