фото

В фильмах 2012 года подсчитали ляпы

Мокрые штаны за мгновение высыхают, чистая машина становится грязной, а потом снова чистой, патронов в пистолетные обоймы влезает необоснованно много – сайт Movie Mistakes опубликовал список киноляпов в фильмах 2012 года. Чаще всего они не нарушают целостности восприятия картины – не испортил же, скажем, «Андрея Рублева» Тарковского промелькнувший в кадре автобус. В опубликованном Movie Mistakes списке больше всего как раз таких вот невинных «киноопечаток».

В «Темном рыцаре» в сцене нашествия войска злодея Бейна на Уолл-стрит в кадр попал член съемочной группы с рацией; Джеймс Бонд в фильме «Скайфолл» наливает перед телевизором в стакан граммов 50 из едва початой бутылки, а в следующем кадре она уже почти пуста; некоторые выстрелы по Черной вдове в «Мстителях» не озвучены по неясным причинам. Такие ошибки, даже найденные, могут вызвать разве что жжение в затылках ассистентов режиссеров, художников и сценаристов.

А часть ошибок можно и вовсе списать на условности кино. Например, когда Курт Коннорс из «Нового Человека-Паука» превращается в гигантского человекоподобного ящера, его лабораторный халат вырастает вслед за ним с размера М до XXL. А в фильме про агента 007 машины «Фольксваген Жук» расставлены на платформе поезда так, как не придет в голову ни одному логисту-экспедитору, – в один ряд боком друг к другу. Это противоречит и технике безопасности, и логике железнодорожных перевозок, зато позволяет экскаватору раздавить их наиболее эффектно.

И, пожалуй, совсем простительны преднамеренные неточности – например, когда одушевленный медведь в фильме «Третий лишний» разговаривает по телефону, приставив динамик трубки не к своему уху на макушке, а там, где ухо находилось бы на человеческой голове. А в сцене ареста медведь-хулиган демонстрирует камере неприличный жест, только вот пальцев-то у Теда нет, так что замазывать цензурой сложенную ожившей игрушкой фигуру было лишним. Да и скромность эта явно ложная:

А вот то, что на Рождество 1985 года в этом фильме детям подарили модель приставки NES 1988 года выпуска, – уже фактическая ошибка. Их в списке Movie Mistakes тоже немало, и больше всего их замечено в тех фильмах, где события происходят не в Америке и не в наши дни.

В первую очередь это касается исторической достоверности. В фильме «Люди в черном 3» (это абсолютный чемпион по ошибкам – 63 ляпа против 29 у «Скайфолла», занявшего почетное второе место) часть событий разворачивается в 1969 году во время запуска аппарата «Аполлон-11» на Луну. На сцену старта ракеты приходится большая часть неточностей.

Мыс Кеннеди, на котором расположена взлетная площадка НАСА, упорно называют мысом Канаверал, хотя так он стал именоваться только в 1972 году. Флаги Испании, Буркина-Фасо и Папуа – Новой Гвинеи, которые полощутся у смотрового пункта, этими странами были получены также в другое время. А Луна в день своего покорения астронавтами с Земли выглядела тонким серпом, а не полной, как показано в кино – впрочем, полет на полную Луну выглядит эффектнее.

В фильме «Операция 'Арго'» действие разворачивается в 1980 году, и атмосфера тех лет воссоздана неплохо. Иногда даже слишком. К примеру, знаменитые голливудские белые буквы HOLLYWOOD показаны в кино изрядно обветшалыми. К 1970-м на символ яркой жизни «Фабрики грез» они действительно уже не тянули, однако в 1978 году их заменили на новые, так что в 1980-м обшарпанными они точно не выглядели.

Герой Джона Гудмена носит классическую для 1980-х модель очков Ray Ban Clubmaster, выпущенную, однако, лишь в 1986 году. А марки на письме в сцене, когда агент Мендес звонит в ЦРУ, были напечатаны четвертью века позднее описываемых в фильме событий.

Однако более грубыми на этом фоне выглядят два других ляпа «Арго». В одной из сцен за самолетом «Боинг-747» долго гонятся полицейские машины, продолжая «дышать» самолету в сопло вплоть до самого его взлета. Такой летательный аппарат для отрыва от земли должен развить скорость не менее 160 километров в час – полицейские машины должны были бы отстать.

А в сцене звонка в Лос-Анджелес, когда там время ланча, в иранской столице, показываемой параллельно, почему-то тоже день – хотя разница во времени между этими городами составляет почти двенадцать часов. Тегеран, впрочем, вообще снимали в Стамбуле.

Не слишком аутентично выглядит и Штутгарт в «Мстителях». Например, Кенигсштрассе на самом деле не исторический центр этого города, а центр шоппинга; проблесковые маячки полицейских машин в ФРГ синие, а не оранжевые. И так же, как в фильме «День независимости» ПВО РФ пугали зрителя надписями Новосйойрск и ТУЧА ФЗНАМЗНОН, немецких обывателей, вероятно, шокировала Reservierten Parken – «Зарезервированная парковка» по-немецки будет Reservierter Parkplatz.

Жители Лондона, скорее всего, тоже не узнали британских реалий в фильме «Скайфолл». Новости по «Би-Би-Си», которые смотрит Бонд, сняты не в привычной для англичан студии, да и макет экрана выглядит по-другому. Автобусы ходят не по тем маршрутам, номера которых указаны на бортах – анархия в Соединенном Королевстве! А в одной из сцен герои скатываются вниз между двумя эскалаторами, хотя на этой линии там имеются специальные конструкции – как раз для того, чтобы так никто не делал.

При этом фактических неточностей в кино о Джеймсе Бонде не так много – в основном это упомянутые ошибки постановщика вроде переобутых за секунду ботинок агента 007 в сцене с поездом. Совсем мало их и в «Новом Человеке-пауке», и в «Темном Рыцаре: Возрождении», также вошедших в лидеры рейтинга благодаря «киноопечаткам».

А вот в научно-фантастическом фильме «Прометей», в первую пятерку даже не попавшем, больше всего ляпов, связанных как раз с наукой. Выношенный главной героиней инопланетный сухопутный спрут вырастает в пустом стерильном медбоксе с размеров кошки до гигантских – Ломоносов и Лавуазье были бы возмущены. Впрочем, общего эффекта от картины, наверное, это не смазывает. Как, возможно, и то, что спираль ДНК показана в таком масштабе, что вода, в которой она плавает, должна была бы выглядеть как простые молекулы.

Не продиктованы художественным замыслом и другие ошибки. Например, про атмосферу незнакомой планеты говорится, что дышать ей – все равно что под выхлопную трубу сесть: 3 процента углекислого газа, две минуты – и труп. На самом же деле человек сможет жить и при пяти процентах CO2 в воздухе, а три для него – сущие пустяки. Про древние артефакты говорится, что их независимо друг от друга создали «цивилизации Шумера, Вавилона и Месопотамии», что звучит примерно как «древние римляне, итальянцы и обитатели Аппенинского полуострова»: Шумер и Вавилон – это разные исторические периоды истории Месопотамии, и называть их независимыми не то чтобы очень корректно. Наконец, отсутствие научного консультанта чувствуется, когда капитан корабля сообщает команде, что после 35 лет полета они пролетели пятьсот миллионов километров и их цель близка: примерно на таком расстоянии от Земли находится Юпитер нашей Солнечной системы.

Справедливости ради стоит отметить, что в этом году ошибок в фильмах замечено куда меньше, чем в предыдущие: в 66 картинах нашли 392 ляпа. В 2006-м эти цифры составили 303 и 2700 соответственно. А фактических ошибок в голливудских фильмах и вовсе меньшинство, да и те встречаются с каждым годом все реже и только там, где показана иная, непривычная для зрителя (и режиссера) реальность. Ее создание дает огромный простор для накладок. А не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.