фото

Удэгейцы почтили духа рыб и хозяйку лососевых

Союз коренных малочисленных народов Приморского края провел в протоке реки Авакумовка, вблизи поселка Ольга, традиционный ежегодный праздник «Сагди Дава. Большая рыба», посвященный началу путины кеты, сообщили журналисты информагентства «Дейта».

Что же это за малоизвестный праздник?

Сентябрь. Ольгинский район. У воды, прямо сказать, не жарко. Здесь собрались на большой лов коренные жители Приморья, представители всех общин удэгейцев края прислали сюда свои делегации.

«Большая рыба» — это традиционный праздник коренных народов Приморья. Прежде всего, это лов рыбы. Но праздник – это не только лов рыбы, даже если участвует в нем шаман, который заклинает духов воды и рыбу. Это и выставка традиционных жилищ, предметов быта, дегустация национальных блюд, спортивный праздник, выступление детского ансамбля «Вайк Та» из Пожарского района.

И президент «Кедра», и… шаман

Здесь на берегу есть и хорошо знакомые нашей газете и, естественно, нашим читателям люди. Потому что именно к нам обратилась несколько лет назад Раиса Максимовна Андрейцева, президент Приморской краевой общественной организации коренных малочисленных народов «Кедр».

Обратилась к журналистам за помощью, потому что здесь, на этом же берегу, и семью Андрейцевых, и другие семьи задержали, арестовали весь улов, все снасти и суда, а семью Прокофьевых продержали под арестом сутки. Полиция (милиция), чиновники районные и краевые (приехавшие надзирать за ходом лова), пограничники обвинили их в браконьерстве.

Чиновников поддержали и прокурорские работники, и местные судьи, даже уполномоченный по правам человека не смог их тогда защитить. Вот тогда и обратилась Раиса Андрейцева за помощью к журналистам «АВ».

Тогда и выяснилось, что есть и законы, и масса правительственных постановлений и решений, которые защищают права малочисленных коренных народов. Только и местные, и краевые чиновники, и пограничники, и прокуратура, и судебные органы о них то ли не знают, то ли их нарушают, не желая ими руководствоваться. Слишком лакомый кусок за этим – рыба, лосось. После вмешательства газеты и публикаций, помощи независимых юристов Уполномоченного по правам человека, хотя на это ушло много месяцев, Андрейцевы и Прокофьевы были не только полностью оправданы, они получили компенсацию за арестованную рыбу, за погубленные лодки и снасти…

И в этой победе – большая роль Раисы Максимовны Андрейцевой, руководителя ассоциации малочисленных коренных народов «Кедр».

«Мы просим у духов удачи»

Раиса Максимовна – не просто постоянный участник традиционного удэгейского праздника, она — шаман. Именно она заклинает рыбу и призывает духов воды. Этот обряд — заклинание кеты – главный: «Мы отдаем голову и хвост кеты духу-хозяину рыб, духу воды, хозяйке лососевых. Потому что именно там живет душа рыбы. Мы бьем в бубны и объясняем духам-защитникам, что берем для еды только необходимое, мы просим у духов удачи».

«Удэге и другие коренные наши народы без лосося жить не могут… Кету мы едим также часто, как хлеб и картофель», — так рассказывает о старинном обряде Раиса Андрейцева, человек очень активный, яркий, защитник интересов удэгейцев, нанайцев и других коренных народов Приморья. Она стучится во все двери. Добиваясь справедливости и защиты интересов народов, пишет письма, обращается к депутатам и руководителям края, к пограничникам, в суды и к журналистам. Но еще она — потомственный шаман!

«Большая рыба, — рассказывает она — бывает не чаще раза в четыре года. Мы знаем, что в этом году много ореха, значит, и рыбы будет немало. Мы сушим кету для себя и собак, но без соли. А зимой толчем и заливаем кабаньим жиром — это любимое зимнее блюдо в наших семьях.

На празднике мы всегда собирались всем стойбищем. Взрослые варят уху, дети показывают, что они ловкие, здоровые, прыгают через нарты, перетягивают канат, учатся бросать сети и острогу. Девушки и парни ищут пары. Удэгейцы большие мастера складывать песни и частушки. Много танцуем и поем. Для девушки — лучшие слова о том, что она красивая, а для парня, что он сильный».

Нам нужен «Культурный центр»

В день «Большой рыбы» Раиса Максимовна рассказывает о своем народе, что в Ольге живет община в 50 человек, средний возраст ее членов – 40 лет, это активные люди, которые хотели бы рассказать о жизни коренных народов через деятельность культурного центра, что они хотели бы торговать сборами трав, кореньев, традиционно приготовленной рыбой.

Есть совсем немногочисленные группы коренных народов, которые не могут пользоваться своими правами.

Районы компактного проживания малочисленных коренных народов Приморья должны, по мнению Андрейцевой, поддерживаться через программу социального, экономического и культурного развития. Именно об этом она говорила на встрече с Губернатором Приморского края во время его визита в Красноармейский район.

И теперь она искренне рада, что в этом году впервые за последние годы были получены средства на развитие культуры коренных малочисленных народов для Красноармейской общины, что обсуждался план создания культурного центра для повышения туристической привлекательности северных территорий края, что разрешили больше ловить рыбы.

Но есть еще несколько районов, в том числе Ольгинская, Краснояровская общины и другие, которые, по ее мнению, требуют внимания: «17 лесопромышленных предприятий на севере края работают на деньги китайских предпринимателей. Они вошли уже в наш традиционный промысел, но нас на работу не берут, дровами, пиломатериалами не помогают. И недропользование на наших традиционных территориях должно быть при нашем участии», — это еще одна проблема, о которой говорит Раиса Андрейцева:

«Наши главные промыслы — охота, рыболовство, собирательство — не могут больше накормить семьи. Рыбу и зверя выбивают браконьеры, шишку и целебные корни с участков, отданных аренду, мы брать не можем. «Кедр» обратился за поддержкой к председателю местной Думы, новому главе района Сергею Баску. Он отдал нам старый военный ангар для гидросамолетов под цех переработки рыбы. Это нас воодушевило.

Радостно, что в этом году мы получили письмо от ученых ТИНРО о возможности вылова рыбы на одного человека до 50 кг. Сравните: в прошлом году на всю общину разрешили выловить лишь 40 кг — меньше, чем по килограмму на человека.

А сейчас мы обратились с письмом, чтобы не давать квоту больше, чем нынешняя — 50 килограммов на каждого человека, больше не надо, чтобы дать рыбе возможность воспроизвести потомство в ближайшие годы, потому что массовая рыба бывает все реже».

Время переоценки жизни коренных народов

«Надеемся, что удэгейцев не будут больше называть в Приморье «адэгейцами», как случилось это публично в прошлом году. Возможно, пришло время осознания и переоценки жизни малых, точнее — малочисленных народов», — так оценивает сейчас усилия общественников председатель Законодательного собрания Приморья Виктор Горчаков: «Именно благодаря культурному наследию, дошедшему до нас, мы знаем, как жили люди этого народа тысячу лет назад, как они относились и относятся к тайге и животному миру. Для Приморья важно осознание своих исторических корней.

Малочисленные народы являются инициаторами создания программ, направленных на сохранение биологического разнообразия тайги, их предложения в этой области учитываются в работе Законодательного Собрания».

Будем на это надеяться.

А на фото – шаман, изумительная рукодельница и активный общественный человек Раиса Андрейцева.