Находка – город молодой, в этом году ей исполнилось всего 70 лет. В былые времена наш портовый город имел славу моряков и рыбаков – перевалка грузов, добыча морепродуктов, судостроение и судоремонт были основными отраслями экономики. Город, который по праву называли «Жемчужиной Приморья» за его неповторимые ландшафты и море, строился и развивался, это были времена стабильности и созидания.
Изменения в стране, в конечном итоге, привели к формации, которая в данный момент называется «олигархический капитализм», а с ней и все «прелести» подобного строя. Коснулось это и Находки – в 2012 году в Находку зашли крупные стивидорные компании по перевалке угля, и ситуация резко изменилась.
Недовольство загрязнением жилых микрорайонов угольной пылью породило массовые митинги протеста. Из-за ухудшения экологической обстановки и по другим неблагоприятным причинам из города за последние несколько лет уехало порядка 7000(!) человек. Это более чем красноречивые цифры.
Казалось бы, власти должны были подумать на этот счёт и приложить усилия, чтобы ситуация развернулась в обратную сторону. Ведь так много говорят об обустройстве Дальнего Востока, создано целое министерство по его развитию, так называемый «Миндаль», курирующее эти вопросы. И что в итоге?
В итоге жители поселка Врангель и Находки поставлены перед фактом – на территории Находкинского городского округа строится завод по производству минеральных удобрений. Пока народ сидел на самоизоляции, и город официально был закрыт, на побережье в 3-х километрах от посёлка Врангель активно работала техника, расчищая внушительную площадку под завод и общежитие для китайских рабочих. Их планируется привлечь для стройки в количестве 2500(!) человек.
Что более всего возмущает местных жителей в решении властей начать строительство, так это тот факт, что ни экологической экспертизы, ни общественных слушаний по факту строительства завода не было. Нельзя же назвать «слушаниями» размещение информации по поводу строительства на портале НЗМУ.
Именно поэтому многие жители Находки и Врангеля попросту ничего не знали о начале строительства НЗМУ, а о том, нужен ли им в их районе такой завод, их просто забыли спросить. И это вызывает очень сильную и вполне обоснованную тревогу.
Всё дело в том, что строительство подобных заводов в Китае запрещено, поскольку относится к объектам повышенного уровня опасности. Не знали о начале работ и приморские экологи. По словам научного сотрудника ТОИ ДВО РАН доктора биологических наук профессора ДВФУ Владимира Ракова, экологическое сообщество возмущено такой неожиданностью. Проекту завода эксперт даёт негативную оценку.
«Что касается рыбного хозяйства, аквакультуры и другой деятельности, на этом можно поставить окончательный крест. Завод по производству минеральных удобрений – потенциально опасный объект. Там будут использовать, получать и хранить вредные для здоровья человека вещества. Авария на таком производстве может иметь катастрофические последствия».
Владимир Раков напомнил о Бхопальской катастрофе в индийском городе Бхопал, там погибли тысячи человек из-за аварийного выброса паров метилизоцианата. Техногенная катастрофа в Бхопале случилась в 1984 году и стала причиной гибели 18000 (!) человек, из которых 3000 тыс. погибли в первый день аварии, а 15000 – в последующие годы.
«Принять решение о строительстве завода в крае могли только пришлые люди», – считает эколог, назвав решение о строительстве завода безумием. Мнение учёного-эколога говорит о том, что нужно максимально ответственно подходить к строительству таких заводов. Не случайно во многих странах, например, в Канаде, потенциально опасные заводы строятся в радиусе 30-40 км от города. В данном случае проектируемый завод планируется в зоне 3-х км(!) от Врангеля и 10-ти(!) от Находки. Следовательно, жители данных населенных пунктов становятся заложниками ситуации.
По словам технического директора завода Тараса Ганага, будущий завод будет одним из крупнейших в мире. Мощность первой очереди объекта – миллион тонн аммиака, 2 миллиона тонн карбамида и миллион тонн метанола. Помимо производственных мощностей объект включает автономную электростанцию, собственный водозабор, отгрузочный терминал, а также обширную социальную инфраструктуру.
Подобные перспективы местных жителей просто ошеломляют – на бумаге все «без сучка и задоринки». Правда, при этом нигде не пишется и не говорится, какие губительные последствия для здоровья людей несёт данное производство. Метанол, карбамид, аммиак, который собираются производить из природного газа, являются очень сильными ядами – канцерогенами, провоцирующими такие заболевания как астма, аллергия, бронхит, плеврит, злокачественные опухоли.
Невосполнимый урон будет нанесён и окружающей среде. Похоже, это мало кого волнует из тех, кто является учредителями и проектировщиками завода-монстра, продукция которого будет идти, в основном, на экспорт.
Ни одному местному их имена никогда и ничего не скажут, мало кто из них слышал о Ротенберге, Оболенском и иже с ними. Кто эти люди, собравшиеся вершить судьбу местных жителей? Денежные мешки, чья вотчина – Госдума, а место жительства – заграница? Их особняки никогда не будут стоять под стенами завода, и грязный воздух, и перспектива взлететь на воздух в результате аварии, их никоим образом не коснутся.
А вот жители Врангеля и Находки однозначно рискуют. И при этом неважно, выступали они за строительство или были против, это однозначно коснётся всех. Конечно, если люди не собираются паковать чемоданы, а хотят остаться жить в родных местах. Увы, подобные стройки – еще одна мотивация уехать в более благополучные регионы страны, а это значит, что при подробном раскладе население будут выдавливать из насиженных мест.
Находка, как город, сформировалась и была построена в шестидесятых годах прошлого века, это была стройка, на которую ехали со всего Советского Союза. В семидесятых был построен один из самых крупных портов страны – Восточный. С тех пор прошло много лет, и в обиходе по отношению не только к городу, но и к региону в целом, стало привычным слово «стагнация».
Безусловно, все заинтересованы в обновлении, в новом строительстве, жители Дальнего за то, чтобы регион экономически развивался, строился, прирастал жилыми микрорайонами, новой инфраструктурой – этого хотят все. «Подъём Дальнего Востока – это наш национальный приоритет на весь XXI век», – сказал Владимир Путин.
Кто ж возражает? Конечно, подъём, но не такими варварскими способами! Эколог Владимир Раков не случайно назвал идею строительства завода на территории Находкинского городского округа безумием. Это мнение честного человека, коренного дальневосточника, живущего и работающего в Приморье.
До каких пор нашими судьбами будут распоряжаться новоявленные капиталисты, беспринципно и нахраписто навязывая свое видение развития территории и, фактически, игнорируя мнение местных жителей? Нам говорят, что от нас ничего не зависит, типа «большие деньги» заходят, и всё нам же на пользу.
По этому поводу давно сказано: «Дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих». Тогда почему не принимаются в расчёты аварии на подобных заводах в других странах? Ведь это уже общеизвестные факты и нет никаких гарантий, что подобное не может повториться и у нас. Экологическая катастрофа под Норильском – недавний пример того, какой непоправимый урон может быть нанесён природе. Но там тундра, а во Врангеле и Находке живые люди, которые становятся заложниками ситуации.
Анна Тарабрина.
Фото автора.