Конечно, похожий заголовок уже получил широкую известность — и в газетах, и в информациях, и в интернете. Повторяемся. Тем более, что «Арсеньевские вести» писали об этих проблемах не один раз.
Сейчас наступило время нашествия – идет настоящий захват побережья Южного Приморья угольщиками.
Конечно, этот захват идет не стихийно, программы строительства угольных портов принимались местными властями — и об этом говорил бывший губернатор Дарькин, и успешно утверждались на правительственном уровне. Еще бы, среди владельцев крупнейших угольных компаний – люди богатые и близкие к самым верхам страны. Они отсюда далеко, в морские промыслы, видимо, вовремя не вложились, морские виды, пляжи и южное солнце Приморья их не волнуют, а вот уголь, особенно кузбасский, вывозить надо!
Так что главное теперь – угольные порты, порты и порты! Побыстрее и подешевле. А подешевле, значит, с открытыми угольными терминалами, а угольная пыль над поселками, городами и пляжами, влияние на море и исконные рыбные промыслы ни угольщиков, ни власти не волнует.
Конечно, какие-то препятствия существуют: то жители выходят на митинги, то приходится считаться с общественными слушаниями, то с экологическими советами, то с экологическими экспертизами — так велит закон.
Даже местные власти иной раз вынуждены поддерживать митингующее население. Как случилось несколько лет назад в Большом Камне, который вышел против строительства угольного порта в бухте Суходол. Более того, на улицы и площади вышла тогда не просто толпа протестующих, их поддержали и депутаты, и даже мэр — а время было предвыборное! (см. публикации в «Арсеньевских вестях»). Тогда даже господину Дарькину пришлось с этим считаться! Разговоры и планы строительства угольного порта «Суходол» пришлось приостановить. Как выясняется сейчас – всего на несколько лет.
И вновь началось нашествие угольщиков на южные пляжи. В 2014 году принята программа развития угольной промышленности — строить в Приморье угольные терминалы. Теперь угольные эшелоны должны идти через полстраны на Дальний Восток.
Новый губернатор в первый же месяц своего властвования в апреле – подписал соглашение о строительстве открытого угольного терминала в Уссурийском заливе. В Большом Камне уже шла большая агиткомпания: как хорошо будет населению! Обещались хорошая работа, заработок, квартиры...
Но тут восстала Славянка, ее жители вышли на демонстрации и митинги, начался сбор подписей т. к. местный открытый угольный терминал засыпал поселок угольной пылью, и жители опирались в протестах не только на неудобства, но и медицинскую статистику.
Итолько что назначенный губернатор Миклушевский запретил строить открытые угольные терминалы!
Ах, как же обрадовались приморцы! Как воспевали этот жест журналисты! Все вдруг поверили, что угольные терминалы, тем более закрытые от угольной пыли, не повредят нашему южному побережью, жителям и гостям Приморья купаться в море и набираться здоровья.
***
Время радостной веры кончилось быстро.
Не только стало известно о строительстве угольного порта «Суходол», но и порта «Вера» — в этом же Уссурийском заливе. Заявил о своих претензиях на расширение территории и порт «Мечел», которому мешали и природный заказник, и обвинения экологов в загрязнении моря и воздуха в самых южных местностях Приморья, рядом с единственным в стране Дальневосточным морским заповедником.
Проводились общественные слушания – но кто теперь не знает, как можно обойти некоторые требования закона! И общественные слушания часто принимают нужные решения...
***
Пример? Большой Камень. Общественные слушания по строительству угольного порта «Вера». И в Большом Камне, и в селе Петровка жители проголосовали ПРОТИВ строительства порта «Вера». Причин называлось много — и угольная пыль от множества открытых железнодорожных составов, и шум, влияющий на здоровье, и состояние железнодорожных путей, перерезающих Петровку и т.п..
Перед общественными слушаниями жители писали письмо губернатору — о влиянии проекта, прежде всего, – на здоровье. Но писали жители и о многих других проблемах, которые возникнут .
Губернатор на письмо жителей не ответил.
А в ответе Департамента Промышленности и Транспорта Приморского края написано, что их письмо рассмотрено, ( почему-то именно в заинтересованном департаменте промышленности и транспорта) и, естественно, все нормально:.
«...Строительство угольного морского терминала в районе мыса Открытый в Приморском крае включено в Перечень инвестиционных проектов, направленных на реализацию Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года...Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года №1099-...... Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ социально – экономического развития предусматривать меры по реализации мероприятий предусмотренных Программой развития угольной промышленности.
Проект « Угольный морской терминал грузооборотом 20,млн. тонн / год «Открытый – Порт « Вера» включен в Схему территориального планирования Приморского края (СТП), утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 30 ноября 2009 года №323 –па (то есть во времена Дарькина, но в редакции постановления Администрации Приморского края от 01.06.2015г. №169-па)». Конечно же, предусмотрена обязательная экологическая экспертиза, как и обязательные общественные слушания!
ххххххххх
Общественные слушания проходят и в Петровке, и в Большом камне. И принимают вполне ожидаемые решения: население против!
Но «собака лает, караван идет». Жители получают ответ из краевой администрации — нет, не от губернатора Миклушевского, лично к которому они обращались с протестом, а исполняющего обязанности директора департамента Д.С. Максимова.
Хотя уже после общественных слушаний и в с. Петровка, и в Большом Камне, сказавших «нет» проекту угольного порта «Вера», жители получили заключение прокурора, подтвердившего мнение жителей, высказанное на Общественных слушаниях.
Да, конечно, будет и госэкспертиза, которая, вероятней всего, постарается сказать свое о-кей – нужно же исполнять программу, даже вопреки мнению жителей!
хххххххххххх
Ближайший пример. Порту «Мечел» очень хочется расшириться. Но ему, помимо экологов, мешает природный заказник регионального значения. Общественный экологический совет при губернаторе Приморского края рассматривает этот вопрос подробно, юрист А. Беловодский докладывает о незаконности попыток «Мечела» снять с заказника статус заповедности. И вдруг выясняется, что губернатор... пошел угольщикам навстречу и росчерком пера заповедность...снял! Привет «Мечелу»! И напору всех угольных фирм!
хххххххххххх
А юг Дальнего Востока, похоже, превращается лишь площадку для бизнеса. Которая, может, и не требует местного населения?
Анна Селезнева.
Схема Kommersant.ru