Вышел второй фильм Марии Певчих* под названием «Предатели» с подзаголовком «Семья и олигархи», который вызвал ещё больший гнев у старшего поколения, особенно у героев этого фильма, названных по именам.
БИТВА ПОКОЛЕНИЙ
И здесь произошла настоящая битва между поколениями.
– Извольте уважать, – говорят старшие, обращаясь ко всем ровесникам Марии Певчих*, ибо подавляющее большинство из них горячо поддержали Марию*, – таких людей, как Ельцин, Гайдар, Немцов. Да, мы все ошибались, совершали разные не очень хорошие поступки.
Но им могут предъявлять претензии те, кто, как они, стояли под пулями, чтобы вы могли заниматься бизнесом, ездить по миру, пользоваться сетью, наконец.
Ничего бы этого не было, если бы не Ельцин, не Гайдар и прочие. А что вы сделали в свои 30-40 лет? Что вы сделали, чтобы сломать хребет диктаторскому режиму (ну, это они не по адресу!)?
БЕРУ НА СЕБЯ РОЛЬ АРБИТРА
Думаю, я могу предъявлять претензии и подхожу для роли арбитра, на которого так горячо уповает старшее поколение, ибо как раз к этому поколению и принадлежу.
Я была не просто свидетелем тех событий, но и находилась в самой гуще их, хотя и не в Москве, а в очень далеком от неё дальневосточном городке Арсеньеве. Работала на одном из двух градообразующих предприятий с многотысячным коллективом.
Рядом были вполне прогрессивные высокообразованные люди. Самые смелые (не побоюсь этого слова) создали клуб «Демократ», а потом и газету «Арсеньевские вести», которая вскоре прославилась, как верный и яростный защитник прав человека.
Мы, как и вы впрочем, буквально не стояли под пулями, но всегда были на грани: и когда устраивали многотысячные митинги, и когда организовывали на заводе референдум «Нужна ли на заводе коммунистическая партия», и когда на площади вблизи проходной информировали работников предприятия через «матюгальник» о том, что творилось в Москве во время путча.
Люди все шли мимо нас, опустив голову, но очень сильно замедляли шаг.
МАРИЯ* НЕ ВО ВСЕМ ПРАВА
Полагаю, что доказала своё право на роль арбитра.
И со всей ответственностью могу сказать, что да, Мария* не во всем права, ибо не ощутила в полной мере дыхание той эпохи. Того, как сильно нависала над нами угроза возврата к власти коммунистической партии.
И что бы там ни говорил Геннадий Зюганов на европейских форумах, как ни убеждал в полной демократичности своей партии и в в её благих намерениях, на местах мы ощущали всю опасность такого возврата, ибо, как я уже говорила, коммунисты рисовали нам виселицу при встрече. Думаю, что и Ельцина они, вряд ли, пощадили бы.
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОБМАНУТОЙ
Старшему поколению, которому действительно пришлось с огромными усилиями сдернуть страну с плановой экономики и поставить на рельсы рыночной экономики, стало очень обидно, что их подвиг вдруг так опорочен, что вместо благодарностей на них обрушился град обвинений.
Но здесь я становлюсь на сторону Марии* и её поколения, ибо ровно так же, как и они, чувствую себя обманутой.
Не смотря на некоторые перехлесты, она свою задачу выполнила, как я считаю.
По-моему, её задача совсем не в том, чтобы отразить то тревожное переломное время, превозносить наши заслуги, а совсем другая — проанализировать все ошибки прошлого, чтобы не повторить их впредь.
«МОЙ СТРАХ И НЕНАВИСТЬ»
В последней статье Алексея Навального** под заголовком «Мой страх и ненависть», написанную им из застенков, он выражает свою ненависть ко всем лицам, стоящим в то время у руля России и погубившим надежды на справедливость и демократию в России.
Больше всего он боится, что, когда появится новая возможность этого, надежда опять будет погублена. Думаю, что Алексей Навальный** – политик столь огромного масштаба, что продолжает влиять на российское общество даже после смерти, создание фильма инициировано им, и Мария* блестяще исполнила его волю.
Этот фильм можно и нужно обсуждать.
ЗАЛОГОВЫЕ АУКЦИОНЫ
Конечно, самое острое внимание Марии* было приковано к коррупции.
Не буду долго обсуждать все моменты коррупции того времени, которые реформаторы считают незначительной шалостью, даже захват дома ЦК в личную собственность (и чем они сами лучше того самого коммунистического ЦК в таком случае?), но остановлюсь на самом главном — на залоговых аукционах.
Я слышала о них и раньше, однако пропускала всё мимо ушей, так как совсем не сильна в экономике.
По-настоящему задумалась, когда Игорь Липсиц*, экономист высшего класса, основатель Высшей Школы Экономики России, заметил в одном из своих интервью, что он окончательно разуверился в нормальном развитии государства после осуществления залоговых аукционов.
И вот теперь в фильме «Предатели» Мария Певчих* буквльно на пальцах объяснила, что и как это было. Помогли мне и другие источники.
А В ЧЕМ АФЕРА?
Залоговые аукционы начались в 1995 году, когда страна задыхалась без денег, не хватало ни на зарплаты, ни на пенсии.
И тут отличную мысль подал молодой и шустрый банкир Потанин: государство отдает в залог денежным банкирам акции госпредприятий, то есть закладывает предприятия за сумму, в десятки раз меньшую, чем они стоят.
Через год государство обязано вернуть деньги банкирам, в противном случае госпредприятия переходят целиком в их собственность.
Остальное понятно: деньги государство не возвращает, и банкиры за плевую стоимость приобретают самые большие, самые прибыльные предприятия.
Для передачи в частную собственность наметили больше 250 тысяч предприятий, в том числе 20 тысяч крупных и крупнейших, а еще агросектор – колхозы и совхозы, земля и жилищный фонд.
Считаю, причина такой распродажи – одна: необратимость.
БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ
«Мы знали, что каждый проданный завод – это гвоздь в крышку гроба коммунизма.
Дорого, дешево, бесплатно, с приплатой – 20-й вопрос!
Первый вопрос – один. Каждый появившийся частный собственник в России – это необратимость», – говорил председатель Государственного комитета РФ по Управлению государственным имуществом Анатолий Чубайс.
О! Какие благие намерения! Заменить государственную собственность частной. Но тут есть заковыки, которые для любого экономиста видны, как на ладони.
Правительство выскребло из почти пустой казны остатки – 600 миллионов долларов с небольшим – и положило эти деньги на депозиты в, так называемые, «банки-любимчики». («Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Менатеп»).
«И только после этого объявило, что не хватает денег и нужно взять в кредит. У кого? У этих же коммерческих банков.
То есть вся дальнейшая операция – это операция сугубо мошенническая», – рассказал зампредседателя Счетной палаты РФ в 1995-2001 гг. Юрий Болдырев.
Сам процесс взятия в долг никто не скрывал. Эти же деньги оформлялись как заемные средства.
Их даже не нужно было переводить со счета на счет. Только статус поменять – был депозит, стал кредит, потому что государству в залог отдавали государственные деньги.
ШИРОКИЕ МАССЫ НЕ УЗНАЛИ
«Столь нагло и открыто они ее проводили, потому что были уверены, что никто не узнает», – добавил Юрий Болдырев.
Широкие массы и не узнали. Все проводилось быстро и без освещения в прессе.
Псевдокредиты выдавали под залог банку. Госпакеты акций 12 предприятий и стали тем самым залогом. Срок – один год.
Если деньги государство не отдает, сами предприятия с их пакетами акций перейдут в распоряжение банков, что, собственно, и произошло.
ПОСТОРОННИЕ К ПИРОГУ НЕ ДОПУЩЕНЫ
«Все уже было решено заранее, кто какой актив получит, попытки поучаствовать в этом со стороны, даже предложив большие деньги, завершились тем, что они были сняты с торгов», – рассказал глава департамента кредитной политики министерства экономики РФ в 1995-1997 гг. Михаил Хазин.
Доходило до абсурда – некоторые аукционы проходили под началом самих банков-участников. Где-то фигурировали подставные фирмы для создания видимости торгов. Но жаловаться было некуда. Например, с покупкой «Юкоса» «пролетел» «Альфа-банк». Ведь предприятие было обещано Ходорковскому* с его «Менатепом». Даже алюминиевому королю Михаилу Черному, авторитету лихих 1990-х не дали сделать свою ставку.
ТАК И ВОЗНИКЛА «СЕМИБАНКИРЩИНА»
Всего через пару лет цена этого и других предприятий будет исчисляться уже миллиардами долларов. Прямо или косвенно ими будет править, так называемая, «семибанкирщина» – олигархи, которые организовали переизбрание Ельцина в обмен на госпредприятия и госпосты. На отданных на откуп объектах сменят руководство, переформатируют кадровую политику и ведение финансов.
Все 12 аукционов проведут в беспрецедентно сжатые сроки – всего за 40 дней.
Последний – за три дня до нового 1996 года. Через несколько месяцев Борис Николаевич Ельцин одержит победу во втором туре президентских выборов. Автор идеи залоговых аукционов получит обещанное кресло и кабинет на самом верху.
А ведь можно было бы решить проблемы гораздо более честным путем, например, продажей акций. И делать это открытым, честным аукционом, не отталкивая локтями конкурентов. Но им нужно было всё и сразу. После этих аукционов ни о какой справедливости в стране говорить уже не приходится.
ЗАЧЕМ ЭТОТ ФИЛЬМ СЕЙЧАС?
Отсюда рассмотрим ещё раз то и дело возникающий вопрос: зачем этот фильм выпущен именно сейчас, и принес такой раздор среди российской оппозиции за рубежом?
Ведь для того, чтобы отстранить от власти диктатора, надо наоборот, всем объединиться! Да и вообще, вроде бы, не время сейчас углубляться в прошлое, когда идет СВО, взрываются трубы ЖКХ, прорываются дамбы, заливая села и города России, полно проблем именно сейчас, в настоящем времени.
Однако, на мой взгляд, так могут говорить только те, кто не видит света в конце тоннеля. Но среди нас множество оптимистов, которые уверены, что переломный момент в России совсем близко, и к нему надо тщательно подготовиться.
НАДО ТЩАТЕЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ
Некоторые считают, что этот вопрос не только назрел, но и перезрел, надо дать надежду тем, кто борется за возвращение России в Европейский дом, чтобы они понимали, что они не брошены, если они начнут бороться за демократию, то им помогут.
Мы пока варимся в неком либеральном пузыре. Надо расширять аудиторию, чтобы люди в, так называемой, серой зоне понимали, зачем нужно бороться за демократию. Перемены не могут решаться мгновенно, надо заниматься этим заранее. Сейчас полагаю, подходящий момент. Эту задачу, по моему мнению, в значительной степени продвинул вперед сам Владимир Путин своей реакцией на народные бедствия, затопления. Ну, и теракт в «Крокус Сити» вкупе с беспомощностью наших спецслужб (или так было задумано?) тоже сыграл свою роль.
Так что, считаю, очень во-время вышел фильм Марии Певчих*. Всё может произойти очень быстро, внезапно. И нам надо быть готовыми.

* – российские власти считают иностранным агентом.
** – российские власти считают иностранным агентом