Художник Петр Павленский, привлеченный к уголовной ответственности за акцию "Фиксация" на Красной площади, официально вызван на допрос в качестве подозреваемого. Об этом сообщает РАПСИ со ссылкой на адвоката художника, эксперта ассоциации "Агора" Рамиля Ахметгалиева. Допрос пройдет 21 ноября в отделе дознания ГУВД Москвы; начало в 14:30.
Интерфакс, также со ссылкой на Ахметгалиева, передает, что Павленский уже получил повестку и от явки уклоняться не собирается.
15 ноября стало известно, что полиция возбудила против Павленского дело по пункту "б" части 1 статьи 213 УК (хулиганство по мотивам ненависти или вражды). Художнику грозит до пяти лет колонии. Тогда сообщалось, что Павленский, живущий в Петербурге, не давал подписки о невыезде. Во вторник, однако, РАПСИ со ссылкой на ГУВД Москвы сообщило, что такая подписка у него взята.
Позже в тот же день поступила информация, что художника вызвали на допрос в Москву. Тем не менее тогда повестку ему не вручали, а уведомили о допросе по телефону.
Ранее Павленский не исключал, что подвергнется уголовному преследованию за свою акцию. "Статья "хулиганство" (уголовная. - Ред.), по которой гринписовцы и Pussy Riot шли, очень удобна: под нее можно все что хочешь подвести. Правда, я делаю все один - и в этом для них есть определенная сложность", - заявил он в интервью. Тем не менее, заметил художник, эмигрировать он не собирается.
10 ноября на Красной площади Павленский, полностью раздевшись, прибил свою мошонку к брусчатке. "Акцию можно рассматривать как метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества", - пояснил художник.
Акциониста задержали, составив протокол по статье 20.1 КоАП (мелкое хулиганство), предусматривающей до 15 суток ареста. Павленский провел ночь в ОП "Китай-город", 11 ноября его доставили в мировой суд. Однако разбирательство не состоялось: судья вернула дело в "Китай-город".
Ранее 19 ноября министр культуры Владимир Мединский отнес акцию "Фиксация" к области психиатрии. Об этом сообщает РИА "Новости". Когда чиновника попросили прокомментировать выступление Павленского, тот ответил: "Приходите в музей истории медицины и психиатрии. Там спрашивайте про Павленского".
Заявление Петра Павленского в связи с акцией на Красной площади:
- 10 ноября в День сотрудника органов внутренних дел в 13.00 в Москве прошла художественная акция, которая получила название "Фиксация". Обнаженный человек сидел на Красной площади и смотрел на свои прибитые гвоздем к кремлевской брусчатке яйца.
Акцию можно рассматривать как метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать, а фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к кремлевской брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи.
Сейчас, когда власть превращает страну в одну большую зону, открыто грабя население и переправляя финансовые потоки на рост и обогащение полицейского аппарата и прочих силовых структур, общество допускает произвол и, забыв про свое численное преимущество, своим бездействием приближает триумф полицейского государства.
Какие еще акции устраивал Петр Павленский
Павленский и раньше устраивал подобные акции. 3 мая он лег у здания законодательного собрания Петербурга нагой и обмотанный колючей проволокой. Акция "Туша" символизировала "существование человека в репрессивной законодательной системе, где любое движение вызывает жестокую реакцию закона, впивающегося в тело индивида".
В июле прошлого года Павленский провел акцию в защиту осужденных участниц Pussy Riot. Тогда он зашил себе рот и встал у Казанского собора с плакатом "Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа
Венский акционизм
Художественную составляющую акции объясняет в Twitter муж Надежды Толоконниковой: «Художник Павленский — это венский акционизм начала 60-х с кровью и болью — но в социальном разрезе России 10-х». Венский акционизм Отто Мюля, Германа Нитша, Рудольфа Шварцкоглера, Гюнтера Бруса, Петера Вайбеля — очень страшная вещь, даже для человека XXI века, насмотревшегося телесюжетов про теракты и горячие точки. Художники калечили себя штопорами, топорами, ножами, бритвами, ножницами, лили и пили кровь животных, обматывались их кишками, обмазывались экскрементами.
Все эти ужасы членовредительства и самоуничижения — художественная рефлексия Европы, пережившей нацизм, геноцид и Вторую мировую. В тоталитарных, милитаризированных обществах тело репрессировано в прямом и переносном смыслах, оно занято упражнениями, одето в военную форму, марширует в строю, приговорено к сексу «без извращений», служит орудием убийства других тел и в итоге само отправляется на бойню.
Венские акционисты рисовали телом и на теле. После массовых убийств и репрессий XX века нужно было придумать что-то новенькое, чтобы достучаться до обывателя и опять ткнуть его в вечные темы — свобода, смерть, секс, жертва, Бог. Насколько российский радикальный акционизм наследует венскому — решать арт-критикам. Павленский же пишет простой текст для неискушенных.
Юродствующий художник ставит обществу в целом и его мужской половине, в частности, неприятные диагнозы: трусость, равнодушие, инфантилизм, обреченность, кастрация, слабость, депрессия, неуверенность, самоуничижение, импотенция, травмированность, виктимность. Форма членовредительства взята из тюремной практики — так поступают протестующие зэки, и так и надо читать акцию, грубо: вы, граждане, — терпилы. Оголяя свое причинное, он приобретает право спросить о чужом причинном — а у вас как с этим, мужики? Ведь не всякий обладатель первичных половых признаков способен их предъявить даже жене — как метафорически, так и непосредственно в деле.