Работа над единым учебником российской истории идет полным ходом. Авторы концепции порадовали нас новым открытием. Оказывается, в 1917 году в России не было отдельно ни Февральской, ни Октябрьской революций, а была единая и неделимая Великая Русская (или Российская) революция, подобно тому как во Франции, по мнению многих французских историков и политиков, была Великая Французская революция, растянувшаяся чуть ли не на четверть века, вплоть до падения Наполеона.
Представление о русской революции как едином процессе, результатом которого стал приход к власти большевиков, разумеется, не ново: академик Чубарьян и его коллеги фактически вернулись к «перманентной революции» Троцкого. Да и сравнивать русскую революцию с французской любили и Троцкий, и Ленин, и другие лидеры большевиков (при этом они часто подчеркивали, что революция в России более решительно покончила с господством эксплуататоров и более последовательно применяла террор как орудие диктатуры).
Но ведь концепция перманентной революции – это далеко не единственный способ исторического осмысления событий 1917 года. Есть еще взгляды Ленина и Милюкова, Суханова и Сталина. Есть и еще множество концепций, отечественных и зарубежных. Интересно, как создатели единого учебника думают решить эту проблему. Возьмут ли за основу одну из существующих теорий, например, того же Троцкого? Или придумают какую-то свою, оригинальную? А может быть, они попробуют свести все мнения в некое единое целое? Но тогда, боюсь, выйдет нечто шизофреническое.
Замечу, что между Великой Французской революцией и отечественной революцией 1917 года, которую теперь тоже хотят назвать Великой, есть принципиальное различие. Французская революция, со всеми ее ужасами, террором и бесконечными войнами, оставила в «сухом остатке» и нечто позитивное – более справедливое перераспределение земли, оформление частной собственности, гражданский кодекс Наполеона и определенный уровень демократических свобод, который не смогли отменить даже вернувшиеся к власти Бурбоны. А вот русская революция 1917 года, породившая Советский Союз, после краха коммунизма не оставила ничего, чем можно было гордиться, кроме арсенала термоядерных бомб и ракет. Поэтому определение «великая» применять к русской революции как-то неудобно.
Такого рода проблем не было бы, если бы планировался не единый учебник истории, а много разных, так что учитель мог бы выбрать для себя наиболее подходящий учебник в соответствии со своими взглядами. Может быть учебник коммунистический, причем как в троцкистском так и в сталинистском варианте, может быть либеральный, может быть державно-патриотический или любой другой. Если брать революцию 1917 года, то коммунисты-троцкисты будут отстаивать теорию «перманентной революции», тогда как коммунисты-сталинисты будут доказывать, что ренегат Троцкий был в корне неправ, и Февральскую и Октябрьскую революции никак нельзя объединять в один непрерывный процесс. Кстати, КПРФ уже осудила концепцию единого учебника, заявив: «Власть уже переломала и разворовала все что возможно. Теперь они разворовывают нашу историю».
По словам одного из авторов, «все вошедшие в концепцию единого учебника истории формулировки и персоналии – это результат общественного консенсуса». Само это слово, как известно, означает «принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования». Кто же и как определял тут «консенсус», которого на самом деле не существует ни по одному серьезному вопросу отечественной и мировой истории? А большинством голосов исторические проблемы тоже не решишь. Даже теория относительности и квантовая механика были поначалу приняты лишь немногими физиками. Что уж говорить об истории, которая не является точной наукой и при этом, в отличие от физики, сильно политизирована.
Не лучше обстоит дело и с другой новацией, предлагаемой авторами концепции единого учебника: заменить термин «татаро-монгольское иго» на этнически нейтральное «иго Золотой Орды». Дело в том, что сам термин «Золотая Орда» впервые появляется в русских источниках только в 1566 году, когда государство, которое под ним подразумевалось, уже исчезло. А для собственно татаро-монгольских и иных восточных источников термин «Золотая Орда» не характерен. Там соответствующую территорию чаще всего называют»Улус Джучи» или «Дешт-и-Кипчак». Так что учителям и ученикам придется решать неразрешимую задачу: когда власть единого монгольского государства, сменяется «игом Золотой Орды»? В 1266 году? В 1291-м? В 1312-м? К тому же термин «Золотая Орда» («Алтын-орда») сегодня активно используется в Казахстане для обозначения древнейшего объединения казахов. Так что словосочетание «иго Золотой Орды» может обидеть наших южных соседей.
Думаю, что если единый учебник истории в России все-таки будет создан, он будет либо державно-патриотическим, либо, наоборот, крайне аморфным, избегающим сколько-нибудь четких определений по вопросам, по которым в обществе имеются разногласия (а таких вопросов на самом деле большинство), зато содержащий набор прописных истин, что битва при Калке была в 1223 году, а Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. И вряд ли от любой версии единого учебника будет хоть какой-то толк.