Все подводят итоги года, предсказывают будущее… Вокруг Трампа прыгают… А что – Трамп? Какое отношение он имеет к России? Давайте поговорим все-таки о собственной стране. И не о месте ее в мире, не о геополитике, а о том, что нас, рядовых граждан, касается или может коснуться. О законах и правоприменении.
Говорят, была такая фраза не так уж давно (меньше ста лет назад), даже вроде бы плакатик подобного содержания в некоем кабинете: «То, что вы еще не сидите, это не ваша заслуга, а наша недоработка». Или что-то подобное.
Вот в последнее время все органы, типа правоохранительные и примкнувшие к ним, стали резко наверстывать упущенное, бороться с собственными недоработками. Суд у нас, конечно, независимый, прям совсем-совсем, но почему бы органам не помочь в их благородном деле!
Например, в борьбе с терроризмом.
Терроризм ведь зло? Да, конечно. Бороться надо? Ну еще бы. Но в жизни террористы могут борцов и подстрелить ненароком… так что лучше бороться в интернете.
Вот недавно блогера Носика осудили за горячее одобрение действий России в Сирии. А потом блогера Кунгурова осудили за неодобрение действий России в Сирии. То есть терроризм действует в обе стороны, какую ни примешь? А что же делать? Какую сторону принять? Или лучше по старому принципу: моя хата с краю, ничего не знаю? Судя по всему, именно такого решения ждут от нас наши начальники. Как говорится, «то ведают бояре – не нам чета».
Или вот Варвара Караулова. Москвичка, студентка, из обеспеченной семьи, 19 лет. То есть мозги еще детские, жизни не знает. Как все современные дети, живет в интернете и телефоне, там же и общается, там же и приятелей находит.
Вот и нашла одного… Слово за слово – и влюбилась. Виртуально. А он оказался то ли вербовщиком запрещенного в России ИГИЛа, то ли просто его фанатом. В общем, как говорилось сто лет назад, распропагандировал он девчонку. Она приняла ислам (самостоятельно и тайно), стала ходить в мусульманской одежде типа хиджаба – то есть из дому выходила в обычной, переодевалась – и в МГУ заходила уже мусульманкой. А родители ничего не знали…
Вот это самое удивительное – что родители ничего не знали. Не замечали переодевания. Не замечали новых идей, которые овладели их девочкой… Узнали они только когда она оставила сообщение: «Погуляйте с собакой», – и уехала. В Сирию, к любимому.
Тут отец спохватился, сразу стал заботливым, чадолюбивым и обратился в ФСБ. К знакомым ФСБ-шникам. Девчонку вернули – из Турции, с сирийской границы.
Девчонке, конечно, нужен был хороший психолог – чтобы помочь ей избавиться от зависимости, разъяснил бы ситуацию. Да и родителям не помешал бы! Но все пошло иначе.
В самом начале истории, когда Варвару Караулову вернули в Россию, на «Дожде» обсуждали ситуацию. И Ксения Собчак предположила, что, скорей всего, Варвару осудят по полной – чтоб напугать тех, кто только думает поехать в Сирию, к террористам, чтоб неповадно было!
Так и получилось. Ее осудили на четыре с половиной года колонии. За что? А по двум статьям – части первой ст. 30 УК РФ – приготовление к преступлению, и части второй ст. 205 УК РФ – участие в деятельности организации, признанной террористической. Обвинение заявило, что Караулова намеревалась стать снайпершей или смертницей, подорвав себя.
Так снайпершей или смертницей? И в чем состояли эти намерения? В том, что она собиралась поехать и присоединиться? Но она ведь не поехала и не присоединилась. Она могла бы стать? Может быть. А может и нет.
Кстати, недавно, встречаясь с творческой интеллигенцией, наш президент Путин точно так же говорил на просьбу режиссера Сокурова отпустить (помиловать) режиссера Сенцова, что Сенцов никого не убил, он всего лишь поджег дверь офиса «Единой России». Но мог бы! – отвечал Путин.
Это напоминает мне ситуацию из недавно в очередной раз показанной по телевизору новогодней комедии «Ирония судьбы», когда двое бодрствующих приятелей рассуждают, кто из спящих – Женя или Павел – должен лететь в Ленинград: «Они оба могут». В кино получилась комедия. Не то в жизни.
Аркадий Бабченко описал ситуацию так: «Человеку дали почти пять лет за то, что он пытался поехать туда, где он, теоретически, мог бы подготовить преступление и, теоретически, осуществить его». То есть Караулову осудили не за мыслепреступление (за посты в соцсетях или лайки), а за попытку мыслепреступления.
А как же вербовщик? Его-то поймали? Осудили? Да как бы и нет…
Странная история.
«Дело Карауловой показательное. Оно показало, что ФСБ не способна выявлять цепочку вербовщиков террористов и ловить их даже в ситуации, когда одну из жертв им принесли на тарелочке. – Это Олег Козырев пишет. – Оно показало, что ФСБ не защищает своих информаторов и тех, кто сотрудничает с ФСБ в деле выявления террористов. Семья Карауловых не получила ничего от силовиков, что могло бы оправдать их действия по сотрудничеству с органами в деле борьбы с терроризмом».
Отец Варвары теперь раскаивается, что обратился в ФСБ. И это главный и практически единственный урок из всей этой истории: если ваш ребенок запутался в сетях вербовщиков в какую-нибудь террористическую организацию – старайтесь изо всех сил, чтоб вырвать его оттуда, но ни в коем случае не обращайтесь в ФСБ. Иначе ваш ребенок сядет надолго, а вербовщики выйдeт сухими из воды. Точно ли этот урок нам хотели преподнести, точно ли это входит в понятие «чтоб неповадно было»?
Вообще в последние несколько лет наша Госдурапроститеоговорился приняла столько законов, столькие действия перевели в ранг преступлений, но уберечься от преследований за что-нибудь вроде бы обычное стало крайне трудно. А наши типа правоохранительные органы ощутили такую власть, так расширили свои возможности, так о себе возомнили, что можно попасть под уголовку и за переход улицы на зеленый свет светофора – как жительница Орла Татьяна Л. 23-х лет. «Газета.ру» о ее ситуации пишет.
Переходила эта Татьяна улицу на зеленый свет – и не успела: загорелся красный. Тут к ней подошел ДПС-ник, схватил за руку и давай тянуть в машину, типа протокол составить. Она стала вырываться. Подоспел другой. Но подоспели и прохожие и давай девушку отбивать: «Мало ли зачем вы ее в машину тянете, вон вы какие здоровые, а она хрупкая. Может, вы ее изнасиловать хотите!» Да, репутация у наший полиции… как бы так сказать, чтобы не обидеть… не фонтан, в общем. И предположения прохожих имеют основания.
В общем, из проходного эпизода, из ситуации, которая выеденного яйца не стоит, получился скандал – и дело:
«В ходе доследственной проверки было установлено, что девушка переходила проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора, – говорит представитель ведомства Юлия Дорофеева. – Инспектор ДПС, который находился при исполнении, заметил это, остановил ее, попросил предъявить документы и сесть в служебный автомобиль для составления протокола об административном нарушении. В ответ на это девушка стала сопротивляться и ударила инспектора по щеке.
Травму она не нанесла, но причинила физическую боль.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ».
Ну да, пять лет колонии грозит виновнице за нерасторопность при переходе. Свидетелей много, но их вовсю обрабатывают, чтобы показания были в пользу ДПС. Есть и видеозапись – некий прохожий заснял происходящее. И что из толпы говорят? А вот что: «Отпусти, командир, не позорься, – доносится на видео голос из толпы. – Идите Сирию защищайте». Вот правильно.
Увы, Владивосток тоже отличился, попал в центральную печать. И кто только об этом ни писал, кто только ни оттоптался на наших следователях и суде!
Во-первых, учителя английского языка из Владивостока заподозрили в экстремизме. Он, видите ли, летом играл в волейбол на спортивной площадке и в пылу игры «употребил словосочетания и фразеологические обороты, которыми унизил русских». ФСБ выявило преступление.
«Дело завели по 282-ой статье – возбуждение ненависти и унижение человеческого достоинства. Следователи допросили свидетелей и назначили лингвистическую экспертизу. Учитель признал вину и оформил явку с повинной. Место работы молодого человека, его личные данные в комментарии СК не указаны». Цена неудачных слов на спортплощадке – штраф до полумиллиона рублей или лишение свободы на срок до пяти лет. Педагог уже признал свою вину и будет ждать суда под домашним арестом.
Во-вторых, Мировой суд Ленинского района Владивостока постановил конфисковать и уничтожить экземпляры Библии на русском и английском языках, Евангелия и сборники духовных песен, принадлежащие христианской организации «Армия спасения». Об этом сообщает религиозный портал Credo.ru.
Отмечается, что Библии и Евангелия, которые должны быть уничтожены, являются так называемым Синодальным переводом, который признается священным и каноническим Русской православной церковью.
Причиной для конфискации и уничтожения литературы послужило то, что книги были «без маркировки религиозной организации».
Всё это хоть и выглядит дико в связи с всеобщей любовью к православию, но совершенно законно. Так называемый «Пакет Яровой» в действии.
Кто бы мог подумать, что первой жертвой закона станет Библия и Евангелие! Во всяком случае, авторы закона и его «приниматели» об этом точно не думали. Они думали о «пятой колонне», экстремистах… если вообще думали.
«Бешеный принтер за это время напринимал такой ворох бумаг, не имеющих совсем – или имеющих крайне косвенное – отношение к праву, что разгребать все это дерьмо им придется десятилетиями». Это Аркадий Бабченко сказал. Оптимист! Пока что никто все это разгребать не собирается.