Все три премии главных кинофестивалей-2012 достались грустным фильмам. Даже от романтической комедии французского режиссёра Мишеля Хазанавичуса «Артист», получившей «Оскара», веет черно-белой немой грустью.
Что же касается фильма «Любовь» австрийского режиссера Михаэля Ханеке, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, и фильма «Пьета» южнокорейского режиссера Ким Ки Дука, получившего главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва», то оба этих очень грустных фильма показывают жестокость нашего мира. Но если в фильме «Любовь» неумолимо жестока смерть, то в фильме «Пьета» жизнь более жестока, чем смерть.
Ким Ки Дук построил свой фильм «Пьета» на идее, пролегающей в пограничной полосе между милосердием и жестокостью, инстинктом и воспитанием. Фильм назван в честь знаменитой скульптуры Микеланджело, в переводе с итальянского «пьета» означает «милосердие».
Во Владивостоке показ фильма прошел в конце 2012 года, народ в кинотеатр не ломился. Но и случайных зрителей в зале не было, т.е. все смотрели фильм до конца.
Жизнь 30-летнего сеульца Ли Кан До, главного героя этого фильма, текла машинообразно в своем ежедневном однообразии. Он регулярно обходил однообразные кустарные мастерские, расположенные в промзоне Сеула, районе, где нет ни одного цветка или кустика. Его работа – выбивание долгов у хозяев этих мастерских, задолжавших местному гангстеру-ростовщику.
Дела у Кан До шли отлично, он жил в хорошей квартире, был одет, обут и сыт. И ему никто не был нужен, потому что он тоже никому никогда не был нужен. Где и как он рос после того как его при рождении бросила мать, в фильме не уточняется. Но догадаться нетрудно, что рос он в мире, где, кроме жестокости, ничего в его жизни не было. И искусством жестокости он овладел в совершенстве, сделав его своей профессией.
Выбивал долги Кан До таким способом, что узнав его метод возврата денег, этого не одобрил даже сам гангстер-ростовщик. Этот корейский вышибала долгов заставлял должников страховать свою жизнь от увечий, а потом приказывал им калечить себя: отрубать пальцы, руки, стопы… Страховка покрывала долг, который рос с каждым просроченным днем в астрономическом размере, набегая за короткий срок от первоначальных 5 тысяч долларов до 50 тысяч. Выхода не было, и должники становились калеками, после чего иные кончали жизнь самоубийством.
Никакие доводы рассудка и мольбы не мешали Кан До всегда получать деньги. Но однажды он встречает женщину, которая говорит ему, что она его мать. Но Кан До не нужна не только мать, но и вообще какая-либо женщина. Свои потребности он удовлетворяет, как это делает заброшенный подросток, забившийся в темный угол от посторонних глаз. Только делает это тридцатилетний мужчина в своей постели, у себя дома.
Он гонит эту женщину от себя раз за разом, но она не отступает и молит простить ее, говоря, что она его мать и готова сделать для него все. Она ломает его сопротивление и входит в его жилье против его воли, сразу же начиная там убирать и стирать. Но он выталкивает ее.
Она повторяет свои попытки раз за разом, пока однажды, сломав его сопротивление, она не остается ночевать. Даже совершенное над нею насилие не останавливает мать, она продолжает о нем заботиться, создавая домашний уют и покой.
Однажды мать попросила Кан До вырыть яму и посадить дерево, под которым он, в случае ее смерти, должен ее похоронить. Вскоре случается неожиданное. По телефону Кан До узнает, что в его квартиру, где мать находилась одна, проникает якобы один из родственников изуродованного им клиента и пытается убить мать. Она спасается, но все в доме перевернуто вверх дном.
На самом деле, никакого нападения не было, женщина все инсценировала. Но Кан До не знает об этом, и с его стороны следует бурная реакция: он хочет найти и убить обидчика матери.
Приближается день рождения Кан До, и он ждет, что свитер, который вяжет мать, она подарит ему в этот день. Но женщина погибает на его глазах, инсценировав, что ее выбросила из окна мать одного из изувеченных Кан До должника. Таков был план этой женщины, назвавшейся матерью: окружить этого жестокого мужчину материнской заботой, привязать его к обретенной маленькой семье и уютному дому, а потом лишить его всего этого. Чтобы он на себе почувствовал, что значит такая потеря! Осознать, что в этом жестоком мире есть ценности выше денег. Без этих ценностей пусты и душа, и дом.
Но Кан До ни о чем не подозревает, он хоронит мать на том месте, где рыл по ее просьбе яму. Но начав копать землю, выкапывает труп молодого парня в том самом свитере, который вязала мать. И он узнает его – это один из изувеченных им должников, сын этой женщины, который покончил с собой, став безногим калекой. Потрясенный мужчина не в силах это пережить в одиночку.
Но никто не принимает раскаяния Кан До, и он понимает, что пришла пора ему самому платить по долгам за все совершенное. Как понимает и то, что эту внезапно возникшую после потери семьи пустоту и боль не удалишь, отрубив даже себе обе руки и обе ноги. И сам себе назначает наказание – привязывается незаметно к грузовику жены искалеченного им мужчины. И та мчит его, размазывая по асфальту. Таков финал фильма.
Была ли эта женщина действительно матерью Кан До или нет, не столь важно. Важно, что она дала ему возможность остановиться и почувствовать боль матерей, чьих детей он искалечил и довел до самоубийства.
И безмерная любовь матери, потерявшей сына, которая сама вершит суд. Она устраняет источник зла – убивает ростовщика и останавливает Кан До, исполнителя чужой воли, выросшего в мире, где правят деньги и жесткость в борьбе за них. Где порой не отличишь человека от механизма, у которого нет места милосердию, где никто не прощает другим даже самые малые долги, калеча души, тела и жизнь друг другу из-за денег.
Каково в этом мире человеку, лишенному семьи и дома, оставленному своими родителями с пеленок? Женщина понимает это и потому дает Кан До шанс осознать свою жестокость. Этот шанс и есть «Пьета» – высшее милосердие!
«ПЬЕТА» В РОССИЙСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ
Фильм «Пьета» вышел на российский экран как-то очень в унисон с возбужденно обсуждаемым нашим обществом «антимагнитским» законом. Назвать этот закон именем погибшего ребенка у меня как-то язык не поворачивается. Приравнять грудничков к 60 сотрудникам МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и Управления по исполнению наказаний, покрывающих мошенников и самих мошенников, похитивших 5,4 млрд рублей? Этих потенциальных и прямых убийц Магнитского, который под страхом смерти хотел вернуть эти 5,4 млрд рублей государству? На эти деньги можно было дать образование в Гарварде не одному нашему детдомовскому вундеркинду и без всякой помощи со стороны американцев.
Только вот деньги украдены, мошенники на свободе, а разменной монетой стали дети.
И многие из этих «невыездных» в будущем могут позавидовать судьбе героя фильма «Пьета», который стал высокооплачиваемым садистом-вышибалой, но жил на воле. Ведь многим российским детдомовским детям воля вообще не светит. Так я считаю на основании личного опыта, правда, опыта 1998 года.
Тогда,15 лет назад, написав от руки программу на одном тетрадном листике, я отослала ее на конкурс и в ответ получила грант на 1,5 тысяч долларов из фонда Сороса. Хотя, через много лет, овладев Интернетом, узнала о выделении 7 тысяч долларов.
Но суть не в этом. Этот грант позволил мне съездить во многие приморские дома ребенка, детдома и интернаты Приморья. Надо сказать, что доступ в те годы в эти учреждения был абсолютно свободным. Показал журналистское удостоверение и заходи, разговаривай с детьми. Даже для входа и общения с детьми в спецприемнике для беглых детей во Владивостоке не было никаких ограничений, хотя он подведомственен милиции.
Пришлось однажды присутствовать и при усыновлении американцами детей в Уссурийском Доме ребенка. Получилось случайно не только для меня, даже заведующая заранее не знала о визите. В результате пожилая пара забрала ребенка, посредническая фирма получила доллары, а заведующая – облегчение души. Дело в том, что она как раз перед посещением американцев рассказала мне историю 4-летней девочки, которую нужно было переводить в детдом, а мест там не было.
Известно, что у большинства грудничков, которые целыми днями видят только неподвижный потолок, развивается косоглазие. Учатся говорить в этих заведениях дети преимущественно копируя детей постарше, в результате речь у многих невнятная. Такой была и эта выпускная девочка, и ее отбраковали в интернат для детей-психохроников, т.е. ей светил пожизненно желтый дом.
И тут на счастье подвернулись американцы, выкупили девочку через посредников. Не прошло и полгода, как в Дом малютки прислали американскую газету с фотографией этой крошки и перечислением всех ее успехов: исправлено косоглазие, выровнены ножки, ею выучено 400 американских слов!
Позже я побывала в детдоме для детей-психохроников в Екатериновке, куда эту девочку собирались отправить. Никто о моем приезде не знал, но никто от меня ничего и не прятал. Еда была хорошо приготовлена и обильная. В палатах тепло и прибрано. Заботливый директор – бывший фронтовик.
Страшно там было другое, то, что рассказывали сами сотрудники. Они провели меня по самым тяжелым палатам, где были дети-растения без малейшей реакции, с самыми тяжелыми уродствами. Каково каждый день входить в эти палаты, если даже взрослый мужчина-оператор с телевидения не смог снимать и выбежал, как чумной. Но находятся те, кто там работают за копейки. Это беда от природы, ее не исправишь. Но тут же рядом жила другая беда.
Беда эта – нормальные дети, которых привезли туда, потому что их «девать некуда» из-за переполненности детучреждений. Или очень запущенные дети, с которыми не хотят возиться преподаватели и воспитатели. Туда свозили и из Дома малютки, и из интернатов и детдомов детей разных возрастов до 16-17 лет.
В день моего посещения тоже привезли девочку из Дома малютки. «Какая хорошая, нормальная девочка», – вздохнули воспитатели, принимая очередную узницу. И таких детей там, по подсчетам самих воспитателей, было тогда процентов 20-30.
По достижении 18 лет всех детей переводили навсегда во взрослые психдома. Как сейчас работает этот конвейер, я не в курсе. С тех пор в Екатериновке я не была ни разу.
Во Владивостоке тогда все подвалы зимой кишели детьми, бежавшими из детдомов. Тогда судьба свела меня с новозеландкой Рэйчел, которая приехала кормить этих бездомных российских детей. Ей помогали члены какой-то зарубежной церкви, я не вникала, какой именно.
Через полгода знакомства мы пришли на прием к мэру Черепкову, он мгновенно понял суть и выделил помещение, в котором можно было покормить этих бродяжек, стаями слетавшихся к Рэйчел поесть. Теперь они могли помыться, переодеться и при желании переночевать.
Словом, место, к которому они могли бы без принуждения потихоньку привыкать. Из-за границы какая-то церковь прислала много одежды, а вскоре нашлись желающие отремонтировать помещение. У Виктора Ивановича мысли шли дальше, он хотел в перспективе переоборудовать одну из казарм для таких мальчиков, будущих кадетов.
Но тут пошел такой накат на Черепкова… В результате Рэйчел вернулась кормить детей на улицу.
Обо всем этом я писала тогда очень подробно в «Арсеньевских вестях». А вот теперь, посмотрев фильм «Пьета», одновременно с бурей негодования по поводу запрета на усыновление детей американцами вновь задаю вопрос, на который так и не нашла тогда ответа.
Вопрос о том, почему у наших женщин слабеет инстинкт материнства? Почему именно русские матери в таком массовом количестве бросают своих детей? Ведь почти у всех российских сирот живы матери или отцы, дедушки или бабушки? На этот вопрос я так и не получила ответа тогда, посетив много сиротских учреждений, выслушав бесчисленное количество детских историй. Не знаю ответа и сейчас. Ведь причина в этом, а вопрос усыновления – следствие.
Брошенные дети, конечно, случаются в каждой стране, и в той же Америке. Война, тюрьма, смерть, наркомания и алкоголизм сиротят детей по всему миру. Но у нас в России это происходит в масштабах эпидемии. И остановить это нам не поможет никто, кроме нас. Но мы об этом не задумываемся. Ведь мы и сами-то скорее похожи на должников из фильма «Пьета», такие же рабы наглых самозванцев – «Единой России» и ее кремлевского хозяина, как и дети в наших детдомах. С той лишь разницей, что никто из американцев нас усыновлять не хочет!
Надежда Алисимчик
Фото http://www.echomsk.spb.ru/upload/resize_cache/reportages/cb2/192_160_2/cb
Рисунок http://kras.mk.ru/upload/iblock_mk/250/95/7b/8e/ANNOUNCE_PIC_300__88294965.jpg
СПИСОК МАГНИТСКОГО
Алексей Аничин. Бывший заместитель главы МВД РФ, начальник СК МВД СК МВД.
Олег Логунов. Начальник правового управления Генеральной прокуратуры, ранее заместитель начальника СК МВД Генпрокуратура.
Олег Сильченко. Руководитель следственной группы СК МВД.
Александр Матвеев. Заместитель начальника СК МВД СК МВД.
Геннадий Карлов. Начальник отдела СК МВД.
Наталья Виноградова. Заместитель начальника отдела СК МВД.
Александр Рябинин. Следователь СК МВД.
Сергей Олейник. Следователь СК МВД.
А.А. Малыгина. Следователь СК МВД.
М.О. Сапунова. Следователь СК МВД.
Е. В. Михайлов. Следователь СК МВД.
Р. А. Грицай. Следователь СК МВД.
И.А. Варганов. Следователь СК МВД.
Н.И. Дмитриева. Следователь СК МВД.
Артем Кузнецов. Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (заместитель начальника 6 отдела), ныне ДЭБ МВД ГУВД Москвы.
Алексей Дроганов. Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (подчиненный Кузнецова) ГУВД Москвы.
Дмитрий Толмицкий. Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (сотрудник 6-го отдела) ГУВД Москвы.
А.А. Кречетов. Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (сотрудник 6-го отдела) ГУВД Москвы.
Александр Клевцов. Сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями (Начальник 6-го отдела) ГУВД Москвы.
Анатолий Михайлин. Начальник Управления по налоговым преступлениям (уволен) ГУВД Москвы.
Павел Карпов. Следователь Главного следственного управления ГУВД Москвы.
Иван Глухов. Начальник Главного следственного управления ГУВД Москвы.
Николай Будило. Следователь СК МВД.
Олег Уржумцев. Следователь Следственное управление СКП по Республике Татарстан.
Александр Кувалдин. Сотрудник Департамента экономической безопасности («К») ФСБ РФ.
Виктор Воронин. Начальник Департамента экономической безопасности («К») ФСБ РФ.
Станислав Гордеевский. Прокурор, прокуратура Москвы.
Наталья Якимович Прокурор, заместитель начальника отдела по САО Москвы, прокуратура Москвы.
Сергей Лазуткин. Прокурор, начальник отдела по САО Москвы, прокуратура Москвы.
Аркадий Мажаев. Начальник управления процессуального контроля в сфере противодействия коррупции СКП РФ.
Александр Буров. Прокурор, Генпрокуратура.
Андрей Печегин. Начальник отдела, Генпрокуратура.
Виктор Гринь. Заместитель Генерального прокурора, Генпрокуратура.
Елена Химина. Начальник Налоговой инспекции 25.
Сергей Жемчужников. Заместитель начальника налоговой инспекции 25, ФНС Москвы.
Раиса Бурмистрова. Начальник отдела налоговых задолженностей (инспекция 25) ФНС Москвы.
Александра Кузнецова. Начальник отдела (инспекция 25) ФНС Москвы.
Юлия Колтунова. Начальник отдела налоговых проверок (инспекция 25) ФНС Москвы.
Ольга Степанова. Начальник налоговой (инспекция 28) ФНС Москвы.
Ольга Цумай. Начальник отдела налоговых проверок (инспекция 28) ФНС Москвы.
Светлана Дубровская. Начальник отдела налоговых проверок (инспекция 28) ФНС Москвы.
Ольга Давыдова. Начальник отдела налоговых задолженностей (инспекция 28) ФНС Москвы.
Екатерина Фролова. Начальник отдела (инспекция 28) ФНС Москвы.
Олеся Шаргородская. Сотрудник инспекции 28 ФНС Москвы.
Максим Третьяков. Начальник правового управления инспекции 28 ФНС Москвы.
Иван Прокопенко. Начальник СИЗО СИЗО «Матросская тишина».
Дмитрий Комнов. Начальник СИЗО (в отставке) Бутырское СИЗО.
Дмитрий Кратов. Заместитель начальника СИЗО «Бутырка» по лечебно-профилактической работе, Бутырское СИЗО.
Лариса Литвинова. Начальник медицинского отделения СИЗО «Бутырка», Бутырское СИЗО.
Сергей Подопригоров. Судья, Тверской районный суд Москвы.
Алексей Криворучко. Судья, Тверской районный суд Москвы.
Светлана Ухналева. Судья, Тверской районный суд Москвы.
Елена Сташина. Судья, Тверской районный суд Москвы.
Галина Филиппова. Судья, Тверской районный суд Москвы.
Татьяна Корнеева Судья, Симоновский районный суд Москвы.
Руфина Газизова. Судья, суд Казани.
Андрей Юшков. Судья, Арбитражный суд Татарстана.
Елена Ким. Судья, Арбитражный суд Москвы.
Ильдар Салимзянов. Судья, Арбитражный суд Татарстана
Мария Зинурова. Судья, Арбитражный суд Москвы.