Отведенный Богом срок жизни на земле гражданам России, выпал на социалистический и капиталистический строи.
При социализме строились электростанции большой мощности для обеспечения предприятий и населения страны электроэнергией для улучшения качества жизни. Ресурсоснабжающие организации за свой счет устанавливали счетчики учета электроэнергии и вели контроль за их техническим состоянием.
Капиталистический строй, заменивший социализм, начал проводить различные реформы. Первый Президент капиталистической России Б.Н. Ельцин издал Указ от 28.04.1997 г. № 425 «Концепция реформы ЖКХ в РФ», который предусматривал: «до 2003 года продавцами предоставления коммунальных услуг должны быть установлены счетчики на холодную и горячую воду, тепло и электроэнергию из их бюджета».
В.В. Путин, сменивший Ельцина в январе 2000 г., при инаугурации обещал выполнять Конституцию РФ, Кодексы РФ и существующие ФЗ. В статье 90 Конституции РФ изложено: «Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ и они не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным Законам».
Из-за отсутствия должного контроля со стороны властных чиновников, организации, ответственные за выполнение указа Президента РФ № 425, до 2003 года его не исполнили и не были привлечены к ответственности.
В 2000-01 годы в различных СМИ оповещали о том, что население страны за коммунальные услуги оплачивает только 50% стоимости услуг, а граждане, имеющие льготы по оплате ЖКХ, оплачивают только 40%. Тогда предлагалось перейти на 100% оплату стоимости.
Народ возмутился, по стране прошли митинги. Чиновники активно начали объяснять народу, что в ЖКХ будут введены передовые методы управления по обслуживанию и ремонту, внедрена автоматика в системы, поэтому управленческий персонал сократится и не будет резкого повышения стоимости, а постепенно перейдем к 100%.
Правительство России издает постановление от 17.11.2001 г. № 797 о принятии программы на 2002-10 г. «Реформирование и модернизация ЖКХ в РФ». В принятой программе обещанные условия для улучшения работы ЖКХ были учтены. Даже в главе 8, принятой программы: «Ресурсное обеспечение подпрограммы» определена потребность для выполнения ее следующих работ до 2011 г в сумме 510,47 млрд рублей:
• ремонт и утепление наружных ограждений и конструкций зданий;
• ремонт внутренних систем отопления, водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения;
• установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, газа,тепловой и электрической энергии;
• повышение эффективности работы лифтового оборудования;
и многие другие мероприятия.
Подошел 2011 год и не было Правительством РФ извещено народу о выполнении данного государственного постановления, что выполнено или не выполнено по принятой программе. Народу так и не ясно, на что были потрачены миллиарды. Системы жизнеобеспечения в домах, требующих капитального ремонта, – не отремонтированы, нормативы потребления ресурсов превысили, а тарифы на коммунальные услуги увеличиваются ежегодно.
Да и 29.05.2002 г. был принят закон Приморского края № 241-КЗ «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере», в котором в статье 12 изложено: «Граждане имеют право установить приборы индивидуального учета и регулирования расхода воды, газа, тепла и других энергоресурсов за свой счет. В этом случае расходы, понесенные гражданами, в полном объеме возмещаются собственнику помещения».
Я, как инвалид, и собственник жилого помещения, за свои средства в квартире установил счетчики учета холодной и горячей воды. Затраченные денежные средства на покупку счетчиков и их установку с документами и заявлением были предъявлены в администрацию Владивостока с просьбой вернуть затраченную сумму. В ответ получил фигуру из трех пальцев.
Задал так же вопрос, куда истрачены 510,47 млрд, предназначенные на программу. Но ни администрация Правительства России, ни, тем более, Приморского края, мне так и не дали ответа. И не выполнили программу, а вменили в обязанность собственников жилых помещений устанавливать счетчики за свой счет. При этом постоянно обещают тем, кто не установил, повысить тарифы.
Такова «справедливость» государства. 4 июля 1991 года был принят ФЗ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Статья 16 закона устанавливает: «при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда».
Разъясняя эту статью 16 путем системного толкования правовой нормы совместно со ст 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, Верховный Суд РФ в обзоре МКД издан в нарушение ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 3 Гражданского законодательства, в котором изложено: «нормы гражданского права, содержащие в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу», в п. 3 записано: «Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указом Президента РФ, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным Законам».
Фондом в пункте 1 ст 118 ГК РФ названо:
«Фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей».
В п. 3 ст. 118 ГК РФ сказано: «порядок управления фондом и порядок формирования его определяется его уставом, утвержденным его учредителями».
Собственники жилых помещений МКД № 15 по ул. Невской не приняли добровольное решение вносить плату в фонд капитального ремонта МКД, т.к. наш дом подлежит капитальному ремонту согласно ст. 16 Закона № 1541-1. за счет бывшего муниципального собственника администрации г Владивостока, которая в течении 39 лет взымала деньги за наем квартир и на проведение ремонта.
В ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» изложено:
«...фонд по сбору средств на капитальный ремонт – избранная организационно-правовая форма, на счетах которого будут накапливаться средства на капитальный ремонт жилых домов, предполагает поступление исключительно добровольных взносов граждан и юридических лиц. Любые фонды (в том числе и по капитальному ремонту) формируются за счет благотворительных фондов и собственников принуждать платить в эти фонды никто не вправе».
Верховный Суд РФ своим определением от 04.06.2014 г. № А57-АПГ14-2 дал правовую оценку этому факту: «Закон (имеется ввиду оспариваемый) не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений МКД по оплате взносов по капитальному ремонту».
Чиновникам любой власти пора научиться своевременно исполнять ими же ранее принятые федеральные законы, постановления Правительства РФ, ГПК, и быть примером для граждан России. На одном президиуме Правительства РФ В.В. Путин потребовал от регионов:
«Надо следить, чтобы никто не смел залезать в карман гражданам, поэтому необходимо держать ситуацию в сфере ЖКХ под постоянным контролем региональных властей».
А сам подписал закон «О капитальном ремонте МКД» в нарушении ст. 3 и ст. 118 ГК РФ.
Глава Комитета ГосДумы по Конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отметил:
«Понятие ценности закона – это доверие к закону – имеют очень глубокое и общественное звучание».
Евгений Бондаренко, г. Владивосток.