Фальшивый протокол
21 июля 2016 года Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга (судья Н.А. Гусева) признал недействительными протокол и решения общего внеочередного заочного собрания собственников в многоквартирном доме № 33/49 по Ириновскому проспекту. Исковое заявление подала В.В. Игнатьева, ответчиками названы А.В. Шелепин и М.Г. Картау (дело № 2 – 948/2016).
Третьим лицом в деле участвовало ООО «Жилищно коммунальная служба ТЭК» – организатор фабрикации обжалуемого протокола.
ООО «ЖКС ТЭК» получило лицензию в 2015 году и 01.08.2015 г. стало управляющей компанией многоквартирного дома на Ириновском 33/49. Сразу после составления протокола собрания собственников, которое обжаловала Игнатьева. Руководить управлением дома по Ириновскому учредители компании поручили А.Д. Колочковой – конкурсному управляющему банкротством Товарищества собственников жилья, которое управляло домом с 2009 года.
21.07.2016 г. протокол собрания признан судом фальшивым, а решение об избрании ООО «ЖКС ТЭК» управляющей компанией – недействительным.
ТСЖ – банкрот
ТСЖ «Спб Ириновский 33/49» в 2013 году попало под банкротство по заявлению ГУП «ТЭК СПб» (Государственное унитарное предприятие «Тепло-энергетический комплекс Санкт-Петербурга») из-за долгов за тепло и горячую воду. В дальнейшем, называя это предприятие, будем использовать аббревиатуру ГУП ТЭК.
В 2009 году правление ТСЖ решило управлять домом самостоятельно, чтобы расходовать деньги собственников по-хозяйски, разумно. Председателю ТСЖ В.С. Патрикееву подсказали, что счета, выставляемые ГУП ТЭК за горячую воду и отопление, завышены, что условия договора с ГУП ТЭК – кабальные, и что на самом деле плата по нормативам и по правилам должна быть меньше.
Патрикеев отказался продлевать договор на следующий отопительный сезон. Ресурсоснабжающая организация, вынужденная обслуживать дом без договора, обжаловала действия ТСЖ в арбитражном суде. Не все иски ГУП ТЭКа удалось отбить, образовался долг – разница между тем, что предъявило к оплате ГУП ТЭК, и тем, что заплатило ТСЖ, составила примерно пять миллионов рублей. В 2013 году суд признал ТСЖ банкротом и ввел внешнее управление.
Два года, с 2013 по 2015 год, конкурсный, внешний, и опять конкурсный управляющие, назначаемые судом обслуживать процедуру банкротства, получали вознаграждение из денежных средств, оставшихся на счетах ТСЖ. Когда эти деньги кончились, конкурсный управляющий остался без зарплаты.
Если кредитор отказывается оплачивать ведение банкротства, то эта обязанность возлагается на должника. Регулярное поступление денег может обеспечить в нашем случае только управляющая компания или ТСЖ, собирая ежемесячные платежи за обслуживание дома. Но деятельность ТСЖ приостановлена судом по делу о банкротстве, а с ранее назначенной администрацией управляющей компанией договориться о перечислении денег конкурсному управляющему не удалось. Жителей многоквартирного дома за долги ТСЖ «по миру» не пустишь, в квитанциях строка «Оплата банкротства» не предусмотрена.
1 августа 2015 году, как уже сказано выше, возник протокол собрания собственников, якобы избравших ООО «ЖКС ТЭК» своей управляющей компанией, денежный ручеек был восстановлен и средства, предназначенные для оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, пошли конкурсному управляющему и юристам, нанятым для споров с ТСЖ в судах.
Собственники и ООО «ЖКС ТЭК»
Собственница В.В. Игнатьева подала заявление в суд через три месяца после якобы проведенного собрания. Истица потребовала признать протокол и решение собрания недействительным. Почему жители дома (около четырехсот квартир) не забеспокоились раньше, допустим, после получения первых квитанций на оплату, которые выставила управляющая компания ЖКС ТЭК, нам не известно, но иск судом был принят. Впрочем и о самом деле до самого последнего времени в доме практически никто не знал.
Кратко расскажем о самом суде. Подписавшие протокол Шелепин и Картау – заявили, что они собрания не созывали, никого не уведомляли, что были обмануты и подписали протокол по просьбе третьего лица в этом споре, то есть руководства ООО «ЖКС ТЭК». Протокол № 1/2015 от 1 августа 2015 года был признан судом недействительным в апреле 2016 года, а решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу Ириновский проспект 33/49 в форме заочного голосования, как уже сказано в начале статьи, признаны судом недействительными 21 июля 2017 года.
Третье лицо, ООО «ЖКС ТЭК», которое на основании фальшивого протокола с 1 августа 2015 года управляло многоквартирным домом, теперь, после вступления решения суда в законную силу, право на сбор денег потеряло. А точнее, оно его никогда не имело и полтора года собирало деньги не законно, и, возможно, собственники смогут доказать, что эта компания ничего не делала по обслуживанию дома – вон, трубы старые и, кстати, лифт полгода не работал – и собранные и потраченные деньги должна вернуть.
Недовольное решением суда ООО «ЖКС ТЭК» подало в городской суд апелляционную жалобу на пяти страницах. А.Д. Колочкова уверяла суд, что отсутствие доказательств проведения собрания не основание для признания протокола недействительным. По мнению Колочковой истица должна была доказать, что собрания не было.
– А вы докажите, что собрание было!
Нет, это вы докажите, что собрания не было!
Городской суд Санкт-Петербурга 19 января 2017 года жалобу третьего лица отклонил. Заочное собрание собственников в 2015 году окончательно признано несостоявшимся, протокол от 1 августа недействительным, и «решение» о передаче дома под управление ООО «ЖКС ТЭК» не принятым.
Информационная война в подъездах
Получив определение городского суда, активисты, поддержавшие В.В. Игнатьеву, разместили в подъездах дома объявление:
«...На сегодняшний день управления в доме нет! УК ЖКС ТЭК по решению суда права управление домом и сбором платежей по закону не имеет Не спонсируйте мошенников!!! Собрание по выбору УК будет проведено в феврале 2017 года».
ООО «ЖКС ТЭК» решило не сдаваться, расклеило оранжевые листовки (чтобы не путать с белыми объявлениями актива). Всем напомнили о том, что процедура банкротства ТСЖ не закончена, что только конкурсный управляющий принимает решения об обслуживании дома, в котором ТСЖ не упразднено: «...В настоящий момент дом обслуживается силами подрядной организации ООО «УК «Город»... С уважением, и.о. конкурсного управляющего «ТСЖ Ириновскй проспект, дом 33/49» А.Д. Колочкова». Эту УК также как и предыдущую жители дома не выбирали.
Актив вновь призвал собственников не оплачивать квитанции: «на сегодняшний день кто управляет домом и имеет право на сбор платежей – не известно! Не спонсируйте мошенников! После проведения общего собрания собственников в феврале 2017 года по инициативе администрации района и выборе УК самими собственниками, платежи будут восстановлены, лицевые счета в ВЦКП сохранены».
На это обращение откликнулось ООО «УК «Город». На белых листах формата А4 было напечатано: «...Уважаемые жители дома. В последнее время участились обращения к вам, так называемой инициативной группы по продвижению управляющей компании ООО «Альтернатива» на управление вашим домом. По некоторой информации данная управляющая компания имеет прямое отношение к печально известной госпоже Е.Н. Паниной...
Будьте бдительны, не давайте вводить себя в заблуждение, проявляйте инициативу, звоните...»
Теперь пришло время рассказать об упомянутой в последней листовке Елене Николаевне Паниной и «о порочащих ТСЖ связях» с ней.
ТСЖ и «Экспертиза»
Вернемся на несколько лет назад. Е.Н. Панина – соучредитель (всего пять учредителей, все физические лица) ООО «Экспертиза в сфере управления многоквартирным домом «Оккервиль», в дальнейшем в этом тексте – «Экспертиза». Именно Панина в 2009 году посоветовала председателю ТСЖ не идти на поводу у ГУП ТЭК, не продлевать кабальный договор, а платить за тепло и за горячую воду по правилам, узаконенным постановлениями Правительства РФ.
Судебные битвы ТСЖ с ГУП ТЭК были в самом разгаре, когда 18 июня 2011 года председатель ТСЖ В.С. Патрикеев заключил с ООО «Экспертиза» договор, которым передал этой организации все свои права председателя ТСЖ, в том числе подписание от имени ТСЖ доверенностей.
Но вскоре Патрикеев передумал, с Е.Н. Паниной рассорился и стал вести дела по-прежнему, как председатель ТСЖ и, пользуясь своими правами, рассылал квитанции на оплату услуг и сам работал с банком. Что случилось, нам доподлинно не известно, но, скорее всего, дела финансовые. Е.Н. Панина ожидала от ТСЖ платы своих услуг в размере половины сэкономленных от пересчета сумм оплаты ГУП ТЭКу. И даже впоследствии судилась за эти деньги с ТСЖ, безуспешно, суд решил, что эта разница в натуре не была получена ТСЖ и Паниной ничего не причитается, не смотря на договоренности.
Но вернемся в 2011 год.
Принципиальная Панина потребовала через арбитражный суд предоставить «Экспертизе» исключительные права на управление домом, мотивируя это тем, что председатель не выполняет условия договора: без доверенности работает с банком и собирает оплату за коммунальные услуги.
Последовало судебное разбирательство, ТСЖ (ответчика) представляла М.В. Лапухина, юрист Е.Н. Паниной (истца). Лапухина, кстати, представляла ТСЖ в судах с ГУП ТЭК и имела доверенность, подписанную Патрикеевым, еще до его ссоры с Паниной. Но теперь истец и как бы ответчик работали вместе против ТСЖ. «Ответчик» иск признала.
В начале 2012 года на доме произошел переворот, председателя Патрикеева сместили, избрали другого, ставленника ГУП ТЭКа А.А. Бенклиянца, 25.03.2012 созвали собрание собственников, проголосовали за ликвидацию ТСЖ. По предложению администрации района выбрали управляющую компанию ЖКС-2. «Экспертизе» выслали уведомление о расторжении договора.
Автор на собрании присутствовала как журналист от начала до конца, сидела в первом ряду с включенным диктофоном. К тому времени в доме образовались две активные, но неравные группы – сторонников ГУП ТЭК и сторонников «Экспертизы» и Е.Н. Паниной. В.С. Патрикеева с этого мероприятия практически изгнали, в последствии, через пару лет, он свои права председателя ТСЖ восстановил через суд.
Через три месяца, 25 сентября 2012 года, в арбитражном суде в кассационной инстанции ТСЖ и «Экспертиза» заключили Мировое соглашение, при расторгнутом договоре, игнорируя решение собрания. Так как к этому моменту председателем ТСЖ был А. Бенклиянц – «враг» и «Экспертизы» и Паниной, за истцов и за ответчиков соглашение подписали Е.Н. Панина и генеральный директор «Экспертизы» И.П. Михайлов (вспомним, что по тому давнему договору «Экспертиза» имеет право выписывать от имени ТСЖ доверенности).
«Экспертиза» подписала мировое соглашение сама с собой. «Стороны» согласились с исключительным правом «Экспертизы» управлять домом и провозгласили, что собрание собственников, состоявшееся 25 марта 2012 года, на котором проголосовали за расторжение договора с «Экспертизой», «нужно считать не состоявшимся».
Примерно в это же время в арбитраже крутится другое дело с номером А56-30266 по заявлению нового председателя ТСЖ. Договор с «Экспертизой» расторгается судом 17 октября 2012 года, подтверждая решение собрания собственников.
К этому времени В.С. Патрикеев помирился с Е.Н. Паниной, согласился с Мировым соглашением с «Экспертизой» и вскоре восстановил свои права председателя ТСЖ через суд.
Прекращение и возобновление банкротства
Прошел год, началось банкротство ТСЖ. Панина активно участвовала в заседаниях арбитражного суда как кредитор, потому что в свое время она лично выполняла некие работы и ТСЖ ей задолжало около 500 тысяч рублей.
В апреле 2016 года суд счел, что погасить долг перед ГУП ТЭК ТСЖ не сможет, денег взять неоткуда, а того, что есть на счету – 777 тысяч рублей, недостаточно. Банкротство продолжалось уже три года. Е.Н. Панина активно участвовала в заседаниях, заявляла ходатайства, в том числе от «Экспертизы» о фальсификации документов, например, протокола собрания кредиторов должника.
В конце концов, арбитражный суд решил, что «Ведение процедуры банкротства не может иметь целью длительное получение регулярного дохода арбитражным управляющим за счет перечисляемых жильцами дома на иные нужды денежных средств, оплату услуг юристов и погашение текущих расходов», и что «не установлена вероятность обнаружения в достаточном объеме принадлежащего должнику имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве».
Прошел всего месяц, и 23 мая 2016 года арбитражный суд восстановил договор «Экспертизы» с ТСЖ «по вновь открывшимся обстоятельствам»: оказалось, что в 2016 году суд узнал о мировом соглашении 2012 года, в котором «стороны» согласились состоявшееся собрание собственников считать не состоявшимся.
Таким образом к концу мая 2016 года диспозиция была следующая – ТСЖ сохранено, банкротство прекращено, договор ТСЖ с «Экспертизой» от 2011 года в действии, правда пока в спящем состоянии, и Е.Н. Панина вот-вот въедет на белом коне в помещение колясочной одного из подъездов, приспособленное под офис ТСЖ, как руководитель управляющей компании, и потребует назад все деньги от всех УК, которые как бы незаконно работали на доме с 2011 года, то есть с момента подписания того давнего договора, сначала отмененного, и только что возобновленного решением суда.
Что было делать ГУП ТЭКу в такой ужасной ситуации? От него подается жалоба в суд, и определение о прекращении банкротства суд отменяет. На доме опять командует конкурсный управляющий А.Д. Колочкова. Панина по-прежнему в стороне.
Она обжалует возобновление банкротства, которое не позволяет ей командовать в доме, но безуспешно. Последнее судебное постановление вынесено 23 января 2017 года: «Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу № А56-3400/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Паниной Елены Николаевны, представителя общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза в сфере управления многоквартирным домом «Оккервиль» – без удовлетворения.
Что это было?
Е.Н. Панина, желавшая управлять многоквартирным домом, что в принципе нормально для предпринимателя, уговорила председателя ТСЖ передать ей все полномочия (подписать договор с «Экспертизой» в 2011 году), шаг весьма сомнительный и чреватый злоупотреблениями.
У ГУП ТЭКа появилось обоснованное подозрение, что ТСЖ, полностью управляемое Е.Н. Паниной, продолжит платить за отопление и горячую воду по-своему, а не по выставляемым счетам.
Под негласным руководством ГУП ТЭК была создана инициативная группа из жителей дома, сместившая Патрикеева. Договор с «Экспертизой» был расторгнут собственниками, а затем судом. Собрание собственников согласилось поставить на дом управляющую компанию, предложенную районной администрацией. Инициативная группа приступила к ликвидации ТСЖ. Рассчитывали на то, что вместе с ТСЖ уйдет и Панина.
Но оторвать Панину от дома не удалось. Она организовала «Мировое соглашение», и «Экспертиза» получила исключительное право на управление. Подписавшие мировое соглашение стороны объявили не состоявшимся собрание собственников, натурально имевшее место.
Тогда кредитор ГУП ТЭК прибегнул к банкротству, ожидая не возврата долга, а ликвидации ТСЖ, после упразднения которого мировое соглашение ТСЖ с «Экспертизой» перестанет действовать и Панина, наконец, от дома отстанет.
Но банкротство стоит денег, конкурсный управляющий бесплатно не работает. Для сбора денег и увода их в нужном направлении создана управляющая компания ООО «ЖКС ТЭК».
«Экспертиза» подсуетилась, и в мае 2016 года на основании все того же «Мирового соглашения», объявившего собрание собственников не состоявшимся, удалось отменить расторжение договора между ТСЖ и «Экспертизой». Но полноправной управляющей компанией дома по Ириновскому проспекту 33/49 «Экспертиза» так и не стала, потому что арбитражный суд 09.09.2016 г. возобновил банкротство ТСЖ, решив, что 777 тысяч рублей на счету дают возможность банкротить дом дальше. «Смотрящим» по дому опять стала конкурсный управляющий А.Д. Колочкова и ее компания ООО «ЖКС ТЭК».
И вот тут-то собственница Игнатьева с помощью суда эту управляющую компанию прогнала – смотри начало статьи.
Колочкова привела другую управляющую компанию с названием «Город». Однако, формальные правила требуют согласия собственников. Протокол и решение собрания собственников в аналогичной ситуации уже однажды признан фальшивым.
Собрание собственников пока только готовится. В доме опять две неравные партии – одна за ТСЖ, «Экспертизу» и Е.Н. Панину, другая – против.
Татьяна РОМАНЕНКО, карикатура Ольги Громовой, olgagromova.com