Тарифы ползут вверх, качество услуг ухудшается
Эффективного государственного управления в сфере ЖКХ, как я полагаю, еще не создано. Во всех муниципалитетах тарифы на услуги ЖКХ ползут вверх. При этом поставщики коммунальных услуг включают в тариф все издержки, включая потери из-за изношенных труб и расходы не по назначению. Поскольку рыночной конкурентной среды в сфере ЖКХ пока не создано, то компании не стремятся продвигать свои услуги. Реформа ЖКХ буксует пять лет, а ее результатов не видно.
Собственники многоквартирных домов недовольны поставщиками и постоянно предъявляют им претензии.
Тарифы подпрыгивают вверх несоразмерно росту цен зачастую по вине муниципальных образований и самих предприятий ЖКХ.
И гражданам не остается ничего другого, как протестовать. Митинги по поводу качества услуг ЖКХ и завышенных тарифов вспыхивают во многих регионах страны. Неоднократно граждане пытались взять ЖКХ под общественный контроль. Но взять под контроль получилось лишь частично. Например, переговоры муниципального образования с поставщиками услуг – процесс закрытый от всех остальных.
У нас в коммунальные тарифы закладывают все, что только можно спихнуть на граждан: например, средства на замену оборудования городской котельной через несколько лет. Через несколько лет утечет много воды. И нет никакой уверенности в том, что котельную действительно построят. Но разве частным компаниям до этого есть дело? Ими движет желание заработать на жильцах и заодно переложить затраты на обновление и модернизацию коммунальной инфраструктуры на плечи граждан.
Заботы о доме переложили на плечи собственников
Что мы имеем в результате?
Дома, которые не ремонтировались десятилетиями, зачастую находятся в ужасном состоянии. На теплотрассы происходят потери. Они относятся к муниципальному хозяйству. Инвестировать в их реконструкцию — забота муниципалитета и государства. Впрочем, само государство инициировало такую политику в сфере ЖКХ. Оно создало все условия для того, чтобы переложить все заботы о ЖКХ на плечи граждан – собственников жилья.
Реформа ЖКХ была ориентирована на самоуправление собственников жилья. Жильцы сами должны решать вопросы жизнедеятельности своих домов, создавать ТСЖ, нанимать УК или отказываться от их услуг в случае неэффективного управления.
Новый Жилищный кодекс изменил отношения между собственниками жилья, жилищными организациями и государством. Этот Жилищный кодекс снял, как я полагаю, ответственность с государства, и сейчас за все отвечают управляющие компании, а муниципалитеты только контролируют ЖКХ. По этому новому кодексу жильцы должны требовать эффективной работы от управляющих компаний. Вот и получается бесконечная карусель. На самом деле никакого контроля за работой УК со стороны муниципалитетов нет. Если раньше муниципалитеты полностью отвечали за содержание и ремонт жилья, то теперь эта сфера — как будто повисла между небом и землей, точнее, она в зоне ответственности самих жильцов. Если учесть, что жилищный фонд достался нам не в лучшем состоянии, то эта задача – не из легких.
Государство создало очередную «кормушку»
Жильцы обращаются в суды, требуют положенный им по закону капитальный ремонт, потому как муниципалитеты, прежде чем переложить ответственность на другого, должны были позаботиться о состоянии домов. Потом, выигрывая суды о капитальном и текущем ремонтах, жильцы ждут их исполнения.
И создается такое впечатление, что государственных лидеров устраивает такая волокита, что они создали очередную «кормушку», в том числе, на капитальный ремонтах.
Существует и другая проблема.
Основная масса жильцов живет в неведении. Они по-прежнему думают, что в их обязанности входит только внесение квартплаты и больше ничего – инициатива в решении вопросов обслуживания их дома не для них. Создать партнерские отношения между населением, властью и бизнесом управляющих компаний пока не получилось.